Главная » Статьи » Полянцевы: История семьи

Петр Алексеевич (1904-1978)

Железную дорогу иногда называют «государством в государстве» – это особый мир со своими правилами, законами, традициями, отношением к жизни. Но и в нем зачастую люди теряются, уходят, как песок сквозь пальцы.

Такой окажется и судьба Петра Алексеевича Полянцева, единственного из восьмерых детей А.З.Полянцева, который пойдет по стопам отца и свяжет свою жизнь с железной дорогой. Увы, никаких документальных материалов о нем найти не удалось, к тому же многие личные документы были позднее утеряны родственниками. Петр Алексеевич словно растворился на просторах Западно-Сибирской железной дороги, оставив по себе скудные воспоминания.

Отчасти это объяснялось и самой эпохой, где «помнить корни», особенно связанные с дворянским прошлым или клеймом «врагов народа», было «не принято» и опасно.

«У нас в семье никогда этот вопрос не обсуждался, из-за репрессии папиного отца, – вспоминала дочь П.А.Полянцева Надежда. – Я как-то, будучи еще ребенком, задала вопрос маме: «Почему мы ничего не знаем о бабушке и дедушке». Ответ был один: «Эта тема закрыта для нас». И все. Потом, когда стала взрослая, мама мне объяснила, что для папы это был больной вопрос, и он, как и многие другие «дети врагов народа» боялся за судьбу собственных детей…»

П.А.Полянцев родился в Челябинске 12 января 1904 года. Детство было наполнено постоянными переездами, сменами пристанционных школ. Известно, что Петр Алексеевич получил среднее образование, окончив школу в 1920 году – скорее всего, в кемеровских краях в городе Мариинске, на берегу реки Кия, где работал отец на железнодорожной станции.

«Детство под стук колес» предопределило выбор жизненного пути – «Петр в 16 лет уехал в Барнаул поступать в машиностроительный техникум на отделение железнодорожной связи».

П.А. Полянцев, 1926 год

В воспоминаниях родных есть неточность – техникума с таким названием в те годы в Барнауле не было. Зато было Барнаульское среднее механико-техническое училище имени И.И.Ползунова, талантливого сибирского изобретателя, создавшего еще в середине XVIII века первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель. Открывшись незадолго до революции, в 1916 году, училище просуществовало всего восемь лет, не раз меняя свою «прописку». Поначалу оно размещалось на первом этаже реального училища в самом центре Барнаула на Демидовской площади, затем после пожара 1917 года, когда сгорела половина города, ютился по разным помещениям, а преподавателям приходилось бегать от одного дома к другому.

Между тем, как отмечают исследователи, желающих учиться было много – самый большой набор студентов пришелся как раз на 1920 год. В их числе, скорее всего, и оказался Петр Полянцев. В училище было два базовых направления: по общему машиностроению и по сельскохозяйственному. Также добавлялись специализации: например, по мукомольному делу и даже холодильному. Скорее всего, было и отделение железнодорожной связи – Ползуновское училище готовило по наиболее востребованным на Алтае профессиям.

«Курс обучения составлял 4 года и делился на два «концентра» (семестра), – пишет исследователь А.В.Контев. – В первый год изучали общеобразовательные предметы, на втором и третьем курсе – общеспециальные дисциплины. По окончании этого «первого концентра», двигаясь по темам от простого к сложному, выпускники получали квалификацию техника. Второй концентр – 4 курс – предназначался для изучения избранной узкой специальности. Окончившие этот концентр и представившие дипломную работу, в основе которой лежала производственная практика, получали квалификацию инженера-практика».

П.А. Полянцев, 1928 год

Стоит думать, что Петр Полянцев достаточно успешно справлялся с учебой, так как сразу после диплома поступил на работу техником-смотрителем железных путей на станции города Барнаул. И одновременно оказался последним выпускником – в 1924 году училище Ползунова было закрыто.

Молодой инженер-практик с головой окунулся в работу. Правда, ее направление серьезно изменилось: Петр Алексеевич сосредоточился на «линейном хозяйстве» и обустройстве железнодорожных путей. В воспоминаниях родных указывается, что он разрабатывал проекты развилок железных дорог крупных станций, в том числе на станции Алтайская, и даже ездил защищать свои проекты в Новосибирск и Алма-Ату.

Именно эти два города находились на противоположных концах одного из самых крупных железнодорожных проектов первых советских пятилеток – Турксиба – магистрали, связавшей в 1930 году Среднюю Азию с Сибирью. Одним из ее устроителей и был П.А.Полянцев.

Удивительно, но Петр Алексеевич «дословно» повторит эпизод из жизни отца времен строительства Ачинско-Минусинской железной дороги. Алексей Захарович участвовал в строительстве самого сложного участка длиной всего-то в 15 верст – переход между Абаканом и Минусинском через реку Енисей. На эти версты уйдет целый год жизни.

«Слабым местом» Турксиба, своего рода «узким бутылочным горлышком», тоже оказался переход, но уже через реку Обь. 12 километров пути, связавших Барнаул с Новоалтайском, Петр Алексеевич не раз назовет «стратегическими». В годы Великой Отечественной войны он участвовал уже в модернизации этих железнодорожный путей, за что был награжден правительственной почетной грамотой.

Открытие Турксиба, 1927 год

С Турксибом связана еще одна награда. В 1951 году «за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР» Петр Алексеевич Полянцев был награжден орденом Ленина № 184126 – второй по значимости высшей наградой тех времен. К сожалению, уже после его смерти и наградные бумаги, и сам орден были утрачены. И вопрос – за что именно рядовым железнодорожным служащим получена такая высокая награда – остается открытым.

В воспоминаниях родных упоминается, что П.А.Полянцевым был разработан проект по установке «карликовых» светофоров на станциях от Усть-Каменогорска до станции Локоть. Эти небольшие светофоры вдоль выходных и маневровых путей, а также на сортировочных горках устанавливались в строгом соответствии с планом станции, поэтому Петру Алексеевичу пришлось досконально изучать документацию с привязкой на местности и принимать четкие решения.

Вообще, в нем была крепка инженерная жилка, заставлявшая мозги крутиться. Родные вспоминали:

«Петр Алексеевич был очень хорошим, отзывчивым человеком. К нам часто приходили инженеры, с которыми он сидел до темноты, обсуждая проекты, а также готовил студентов к защите дипломов. Позднее, уже во время болезни и глухоты, за ним часто приезжали на машине, увозили на объект, где он проводил весь день, а потом возвращали домой. Он очень любил свою работу».

Между тем, как раз в воспоминаниях близких П.А.Полянцев больше похож на «станционного смотрителя», путейца, обходчика. Как вспоминает его дочь, работа была весьма однообразной:

«Отец ежедневно совершал обход железнодорожных путей с путейцами на дрезине, проверял укладку рельсов на объекте, проверял мосты, где проходят пути, обязательно проверял работу разводящих стрелок. Также он вместе с обходчиками следил, чтобы не разошлись рельсы, особенно на крутых поворотах. Для такой работы были специальные измерительные приборы».

Семья П.А. Полянцева, 1953 год, ст. Шемонаиха

Последним местом работы  П.А.Полянцева станет станция Шемонаиха – некогда одно из старейших русских сел на Алтае, а ныне город в Восточно-Казахстанской области. Вокруг станции – бесконечные рощи, луга и степи; и здесь же, в живописной долине реки Убы, – скалы и утесы. Один из них – Марьин – прославит уроженец Шемонаихи писатель Анатолий Иванов в романе «Тени исчезают в полдень».

Петру Алексеевичу выделили сначала квартиру в бараке. Но так как семья была большая, он решил строить дом – в 1952 году семья справила новоселье.

Дом П.А. Полянцева в Шемонаихе, Северный Казахстан

«Как только обустроились, отец стал разводить сад. Ему это очень нравилось. Где бы он ни был, всегда привозил саженцы. У нас был очень хороший сад. Когда к нему приходили сослуживцы он первым делом показывал свое детище, а потом занимались обсуждением вопросов связанных непосредственно с работой. Петра Алексеевича, когда он был чем-то рассержен, поддерживала его жена Нина Александровна. Она всегда старалась создать теплую обстановку в доме, чтобы папа мог спокойно работать. Они прожили трудную жизнь, но в семье у нас был всегда мир и покой…»

Умер Петр Алексеевич Полянцев 25 августа 1978 года…

П.А. Полянцев и Г.А. Полянцев у садового домика. 1965 год, Челябинск

Читать дальше: Агния Алексеевна

Вепрев О.В., Лютов В.В., Полянцев О.Г. Полянцевы: История семьи. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2018.

Категория: Полянцевы: История семьи | Добавил: кузнец (16.03.2019)
Просмотров: 817 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: