Главная » Статьи » Полянцевы: История семьи |
Железную дорогу иногда называют «государством в государстве» – это особый мир со своими правилами, законами, традициями, отношением к жизни. Но и в нем зачастую люди теряются, уходят, как песок сквозь пальцы. Такой окажется и судьба Петра Алексеевича Полянцева, единственного из восьмерых детей А.З.Полянцева, который пойдет по стопам отца и свяжет свою жизнь с железной дорогой. Увы, никаких документальных материалов о нем найти не удалось, к тому же многие личные документы были позднее утеряны родственниками. Петр Алексеевич словно растворился на просторах Западно-Сибирской железной дороги, оставив по себе скудные воспоминания. Отчасти это объяснялось и самой эпохой, где «помнить корни», особенно связанные с дворянским прошлым или клеймом «врагов народа», было «не принято» и опасно. «У нас в семье никогда этот вопрос не обсуждался, из-за репрессии папиного отца, – вспоминала дочь П.А.Полянцева Надежда. – Я как-то, будучи еще ребенком, задала вопрос маме: «Почему мы ничего не знаем о бабушке и дедушке». Ответ был один: «Эта тема закрыта для нас». И все. Потом, когда стала взрослая, мама мне объяснила, что для папы это был больной вопрос, и он, как и многие другие «дети врагов народа» боялся за судьбу собственных детей…» П.А.Полянцев родился в Челябинске 12 января 1904 года. Детство было наполнено постоянными переездами, сменами пристанционных школ. Известно, что Петр Алексеевич получил среднее образование, окончив школу в 1920 году – скорее всего, в кемеровских краях в городе Мариинске, на берегу реки Кия, где работал отец на железнодорожной станции. «Детство под стук колес» предопределило выбор жизненного пути – «Петр в 16 лет уехал в Барнаул поступать в машиностроительный техникум на отделение железнодорожной связи». П.А. Полянцев, 1926 год В воспоминаниях родных есть неточность – техникума с таким названием в те годы в Барнауле не было. Зато было Барнаульское среднее механико-техническое училище имени И.И.Ползунова, талантливого сибирского изобретателя, создавшего еще в середине XVIII века первый в мире двухцилиндровый паровой двигатель. Открывшись незадолго до революции, в 1916 году, училище просуществовало всего восемь лет, не раз меняя свою «прописку». Поначалу оно размещалось на первом этаже реального училища в самом центре Барнаула на Демидовской площади, затем после пожара 1917 года, когда сгорела половина города, ютился по разным помещениям, а преподавателям приходилось бегать от одного дома к другому. Между тем, как отмечают исследователи, желающих учиться было много – самый большой набор студентов пришелся как раз на 1920 год. В их числе, скорее всего, и оказался Петр Полянцев. В училище было два базовых направления: по общему машиностроению и по сельскохозяйственному. Также добавлялись специализации: например, по мукомольному делу и даже холодильному. Скорее всего, было и отделение железнодорожной связи – Ползуновское училище готовило по наиболее востребованным на Алтае профессиям. «Курс обучения составлял 4 года и делился на два «концентра» (семестра), – пишет исследователь А.В.Контев. – В первый год изучали общеобразовательные предметы, на втором и третьем курсе – общеспециальные дисциплины. По окончании этого «первого концентра», двигаясь по темам от простого к сложному, выпускники получали квалификацию техника. Второй концентр – 4 курс – предназначался для изучения избранной узкой специальности. Окончившие этот концентр и представившие дипломную работу, в основе которой лежала производственная практика, получали квалификацию инженера-практика». П.А. Полянцев, 1928 год Стоит думать, что Петр Полянцев достаточно успешно справлялся с учебой, так как сразу после диплома поступил на работу техником-смотрителем железных путей на станции города Барнаул. И одновременно оказался последним выпускником – в 1924 году училище Ползунова было закрыто. Молодой инженер-практик с головой окунулся в работу. Правда, ее направление серьезно изменилось: Петр Алексеевич сосредоточился на «линейном хозяйстве» и обустройстве железнодорожных путей. В воспоминаниях родных указывается, что он разрабатывал проекты развилок железных дорог крупных станций, в том числе на станции Алтайская, и даже ездил защищать свои проекты в Новосибирск и Алма-Ату. Именно эти два города находились на противоположных концах одного из самых крупных железнодорожных проектов первых советских пятилеток – Турксиба – магистрали, связавшей в 1930 году Среднюю Азию с Сибирью. Одним из ее устроителей и был П.А.Полянцев. Удивительно, но Петр Алексеевич «дословно» повторит эпизод из жизни отца времен строительства Ачинско-Минусинской железной дороги. Алексей Захарович участвовал в строительстве самого сложного участка длиной всего-то в 15 верст – переход между Абаканом и Минусинском через реку Енисей. На эти версты уйдет целый год жизни. «Слабым местом» Турксиба, своего рода «узким бутылочным горлышком», тоже оказался переход, но уже через реку Обь.
С Турксибом связана еще одна награда. В 1951 году «за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Союза ССР» Петр Алексеевич Полянцев был награжден орденом Ленина № 184126 – второй по значимости высшей наградой тех времен. К сожалению, уже после его смерти и наградные бумаги, и сам орден были утрачены. И вопрос – за что именно рядовым железнодорожным служащим получена такая высокая награда – остается открытым. В воспоминаниях родных упоминается, что П.А.Полянцевым был разработан проект по установке «карликовых» светофоров на станциях от Усть-Каменогорска до станции Локоть. Эти небольшие светофоры вдоль выходных и маневровых путей, а также на сортировочных горках устанавливались в строгом соответствии с планом станции, поэтому Петру Алексеевичу пришлось досконально изучать документацию с привязкой на местности и принимать четкие решения. Вообще, в нем была крепка инженерная жилка, заставлявшая мозги крутиться. Родные вспоминали: «Петр Алексеевич был очень хорошим, отзывчивым человеком. К нам часто приходили инженеры, с которыми он сидел до темноты, обсуждая проекты, а также готовил студентов к защите дипломов. Позднее, уже во время болезни и глухоты, за ним часто приезжали на машине, увозили на объект, где он проводил весь день, а потом возвращали домой. Он очень любил свою работу». Между тем, как раз в воспоминаниях близких П.А.Полянцев больше похож на «станционного смотрителя», путейца, обходчика. Как вспоминает его дочь, работа была весьма однообразной: «Отец ежедневно совершал обход железнодорожных путей с путейцами на дрезине, проверял укладку рельсов на объекте, проверял мосты, где проходят пути, обязательно проверял работу разводящих стрелок. Также он вместе с обходчиками следил, чтобы не разошлись рельсы, особенно на крутых поворотах. Для такой работы были специальные измерительные приборы».
Последним местом работы П.А.Полянцева станет станция Шемонаиха – некогда одно из старейших русских сел на Алтае, а ныне город в Восточно-Казахстанской области. Вокруг станции – бесконечные рощи, луга и степи; и здесь же, в живописной долине реки Убы, – скалы и утесы. Один из них – Марьин – прославит уроженец Шемонаихи писатель Анатолий Иванов в романе «Тени исчезают в полдень». Петру Алексеевичу выделили сначала квартиру в бараке. Но так как семья была большая, он решил строить дом – в 1952 году семья справила новоселье.
«Как только обустроились, отец стал разводить сад. Ему это очень нравилось. Где бы он ни был, всегда привозил саженцы. У нас был очень хороший сад. Когда к нему приходили сослуживцы он первым делом показывал свое детище, а потом занимались обсуждением вопросов связанных непосредственно с работой. Петра Алексеевича, когда он был чем-то рассержен, поддерживала его жена Нина Александровна. Она всегда старалась создать теплую обстановку в доме, чтобы папа мог спокойно работать. Они прожили трудную жизнь, но в семье у нас был всегда мир и покой…» Умер Петр Алексеевич Полянцев 25 августа 1978 года… П.А. Полянцев и Г.А. Полянцев у садового домика. 1965 год, Челябинск Читать дальше: Агния Алексеевна Вепрев О.В., Лютов В.В., Полянцев О.Г. Полянцевы: История семьи. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2018. | |
Просмотров: 817 | |
Всего комментариев: 0 | |