Главная » Статьи » Забытые тайны Южного Урала » Широкой поступью

ШАТЕР НА НАБЕРЕЖНОЙ (часть первая)
 
На открытках или коллажах, посвященных достопримечательностям и наиболее узнаваемым местам Челябинска, присутствие Торгового центра уже давно стало обязательным. Изыми его – и город сразу станет другим, «похожим на Челябинск», но утратившим часть народной памяти и души.
 
НАМОЛЕННОЕ МЕСТО
 
Сегодня торговыми комплексами сложно кого-либо удивить – они растут, как грибы, обзаводятся своими покупателями, ведут современную грамотную торговую политику. Это нормально и объективно: конкурентный ряд множится, и выпадать из него никто не хочет. В этом смысле Челябинский торговый центр можно назвать «одним из» - но с большим числом существенных оговорок.
 
Действительно, шатер на набережной, уникальное здание из стекла и бетона имеет не только архитектурную ценность (о ней еще предстоит рассказать). Торговый центр стал своего рода «архетипом» нынешнего челябинца. Для старшего поколения его открытие в 1975 году было настоящим торговым «откровением» - неужели такие магазины возможны в природе? Для людей среднего возраста торговый центр оказался одним из первых детских впечатлений наряду с вечерней сказкой. Наши родители, к примеру, не мудрствовали лукаво, брали за руку, везли в переполненном троллейбусе, чтобы, попав в огромный зал, в одном месте нас разом обуть и приодеть. А теперь и мы, по инерции или по старой памяти, также спешим на набережную, хлопая дверцами машин.
 
Поэтому оглядываясь назад – а юбилей дает для этого хороший повод – ловишь себя на мысли, что это «не просто время прошло». В жизни Челябинска, в его истории Торговый центр стал целой эпохой, полюсом притяжения, намоленным местом, где хотя бы раз в жизни бывал каждый челябинец. Этот общий «момент присутствия» объединил горожан, скрепил и стянул Челябинск получше любого стального каната.
 
НЕОТВРАТИМЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
 
Назвать здание Челябинского торгового центра уникальным – значит, не сказать ничего. Здесь уникальность словно возведена в степень, смешав воедино яркость архитектурного замысла, красоту инженерного исполнения и потребность самого времени в таких «торгово-строительных» прорывах.
 
Можно почти наверняка говорить, что советская торговля не имела собственного угла (отдельно стоящие деревенские сельпо не в счет). Вернее, она вписывалась в градостроительную политику на правах приживальщика. В лучшем случае ей доставались старинные здания, и прежде выполнявшие торговую функцию, - тот же питерский «Пассаж», московский ГУМ или челябинская «Молодежная мода» в доме купца Валеева. Кстати, этот адрес на улице Кирова был «головным» для Челябинского областного универмага. Но подавляющая масса магазинов, универмагов в крупных городах располагалась на первых этажах жилых зданий – этакий советский стандарт.
 
 Его-то Челябинск и нарушит: одним из первых в стране. Мотивация для этого шага была такой же железобетонной, как и будущий купол торгового центра. Челябинск начала 1970-х годов – крупный промышленный город почти с миллионным населением. И у этого населения, работающего с утра до вечера в заводских цехах, на фабриках, в мастерских, были деньги и большое желание их потратить – желательно, за один выходной и в одном месте. Так что концепция торгового предприятия, которое комплексно решает задачу «обеспечения населения промышленными товарами и продуктами питания», буквально витала в воздухе.
 
ЮЖНОУРАЛЬСКОЕ ЛОББИ
 
Материализация идеи началась в марте 1971 года, когда руководителем Челябинского областного универмага был назначен Виктор Трофимович Сидой. Молодой 35-летний руководитель, он загорелся идеей большого торгового комплекса.
 
Как оказалось, вовремя – в Челябинске начиналась целая волна новых архитектурных проектов. В городе возводились новый театр драмы, дворец спорта «Юность» и другие объекты. Строительный азарт охватил руководство города – председателя горисполкома Леонида Ильичева и его преемника Леонида Лукашевича. Они и поддержали молодого директора.
 
Впрочем, Челябинск полагает, а Москва располагает. Одного желания на местах мало – идею строительства торгового центра еще требовалось продавить в столице, утвердить в генплане, получить финансирование. Челябинцы действовали по всем правилам военной науки: и во фронт, и по флангам. Заручились поддержкой крупных строительных трестов: «Южуралспецстрой» и «Магнитострой». Руководители трестов – Валентин Дмитриев и Николай Сафронов – сказали свое веское слово в защиту проекта, а Н.Ф. Сафронов будет курировать и само строительство.
Помогло и «челябинское землячество в Москве» - прежде всего, Михаил Соломенцев и Николай Патоличев. Так что Челябинский торговый центр – их полноправный «крестник».
 
Пространство для действий давал и сам архитектурный проект. Он разрабатывался в Москве под руководством архитектора Федора Селецкого, который к тому времени создал небольшой, но очень похожий на будущий Челябинский ТЦ павильон на Черемушинском рынке. Главным инженером проекта выступил Б.Г. Марков, главным конструкторов – А.В. Шапиро. К слову, Анатолий Владимирович будет на протяжении многих лет «курировать» состояние уникального купола.
 
Модернистский характер и необычность нового проекта, естественно, вызывала некоторые опасения. По этой причине, к примеру, долго не могли решиться ленинградские власти: строить или нет. Челябинцы этим воспользовались и предложили набережную Миасса в качестве экспериментальной площадки.
 
Совершенно неожиданно сказались в этой истории и белорусские корни Леонида Лукашевича, его хорошее знакомство, еще по комсомолу, с Петром Машеровым, будущим первым секретарем ЦК Белоруссии. Суть в том, что подобный торговый центр планировали построить в Минске, но решили временно «переуступить» южноуральской столице, посмотреть – что получится. В итоге Минский торговый центр выстроят уже с учетом челябинского опыта.
 
Как бы то ни было, после развала Союза в современной России наш торговый центр остался в единственном экземпляре. Хотя архитектурные и конструкторские находки, идеи, заложенные в этом проекте, получат широкое применение и успешно продолжат свою жизнь - в тех же олимпийских объектах, например…
 
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
 
- Строительство торгового центра вызвало у горожан живой интерес, - вспоминает нынешний директор ЧТЦ Владимир Никифорович Цыганов. – Я тогда учился в ЧПИ и помню, как студенты, преподаватели с азартом обсуждали конструкцию купола, инженерные решения. Для тех лет это были передовые строительные технологии. И, конечно, пленял масштаб – ощущение грандиозности сохранилось до сих пор.
 
Масштабы стали понятны еще на стадии котлована. Торговый центр строился на двух ярусах с учетом прибрежного рельефа. В итоге цоколь с северной стороны становился полноправным этажом на южной. Согласно проекту, «под землю» ушли все складские помещения, грузовой подъезд и инженерно-технические службы. Но главным «объектом», приковавшим внимание всего города, стал огромный сферический железобетонный купол высотой 24 метра в верхней точке, площадью более одного гектара и весом свыше пяти тонн.
 
- Купол размером 102х102 метра, действительно, был уникальным сооружением, - вспоминают строители. – Конструкция собиралась из полутора тысяч плит и ригелей, а предварительное напряжение оболочки создавали 36 стальных канатов. Кстати, с этими канатами пришлось изрядно повозиться. Прежде, чем натягивать их, свыше трехсот марок стальных тросов были испытаны на разрыв.
 
Свою «изюминку» имели четыре опоры, на которых держался купол. Их сделали «подвижными», скользящими по диагонали купола – для того, чтобы «гасить деформации» от перепада температур, ветровых нагрузок и снега.
 
Со снегом вышла особая история. В 1974 году практически готовый купол «заморозили» на всю зиму, расставив повсюду датчики. Свыше 500 различных приборов замеряли деформации, смещения, температуру, влажность, высоту и массу снежного покрова, а затем данные сводились в единую систему. Подобные натурные испытания, к слову, раньше в стране не проводились.
 
Вообще, при строительстве торгового центра многое было применено впервые – впервые были использованы стеклопакеты, алюминиевый каркас витражей, подвесные потолки под антресолями, ксеноновые лампы для освещения. Много света, отсутствие в зале опорных колонн, стеклянные входы с четырех сторон света создавали ощущение, что попадаешь в просторный торговый город.
 
Этот уникальный проект не остался незамеченным. Он получил золотую медаль на ВДНХ СССР. Макет Челябинского торгового центра выезжал и за границу - в Лондон и Нью-Йорк. Американцы, которых трудно «удивить строительством», подолгу останавливались у него и требовали разъяснений. Об эмоциях челябинцев лучше умолчим, хотя…
 
ЧАС ИКС
 
22 декабря 1975 года – день открытия торгового центра – сегодня, может быть, и стерся из народной памяти, но зато надолго остался в милицейских анналах. Ветераны ГУВД Челябинска рассказывают об этом дне в красках:
 
- По тем советским дефицитным временам, конечно, ожидалось большое скопление народа. Накануне открытия мы в 4 часа утра оцепили Торговый центр, поставили металлические стойки, заграждения, расставили сотрудников милиции, привлекли спецбатальон. Планировали пропускать людей небольшими партиями – человек по двести.
Совершенно неожиданно пришло из обкома распоряжение: оцепление снять – мол, зачем столько милиции нагнали? Что ж, обкому виднее. Мы сняли большинство сотрудников, поехали в управление. Уже в дороге нас развернули – срочно возвращайтесь, у Торгового центра творится что-то невообразимое. Все было просто и предсказуемо – зазвенели разбитые стекла, и толпа хлынула в открывшиеся двери. Только по счастливой случайности обошлось без жертв…
 
А дальше, словно большими кругами по воде, расходилась по городу народная молва о чудесах торгового центра. Удивляли красотой отделка мрамором и гранитом, мозаичные полы и лестницы. Кстати, только на прожилки между мозаичными плитами ушло больше 20 тонн латуни. Никто прежде и не предполагал, что в магазине можно назначить «встречу у фонтана», или посидеть в баре, освещенным на зарубежный манер разноцветными лампами.
 
Поразило челябинцев и то, что не нужно было искать «удобств во дворе». Даже не поразило – сразило наповал. Известие о том, что в магазине есть туалет, подавалось как одно из главных впечатлений. Это сразу изменило характер челябинского «шопинга» по центральным улицам – торговый центр оказался венцом покупательской прогулки.
 
Но главное, не пришлось разочароваться в выборе товаров, пусть и «совкового ассортимента». Здесь, действительно, как в Греции – все есть.
 
- Секции располагались не абы как, а в соответствии с психологией покупателя, - рассказывают работники ЧТЦ. – В цоколе размещались хозяйственные товары; в основном зале, или на первом этаже, работали отделы с мужской и детской одеждой и обувью, спортивные товары и т.д. Второй этаж целиком был отдан женщинам. Такой порядок был вполне оправдан – если женщине что-то нужно, она дойдет куда угодно…
 
«Яркость впечатлений» челябинцев от торгового центра вполне можно измерить рублем. Так, в конце 1970-х годов торговый центр ежедневно посещало более ста тысяч покупателей, совершая 70-80 тысяч покупок. Дневная выручка достигала 500 тысяч рублей (это при средней советской зарплате в 150-200 рублей), а годовой товарооборот превышал отметку в 100 миллионов. Удивительно то, что столь высокие показатели появились с самого начала работы торгового центра и задали хороший темп на десятилетия.
 
НЕСОВЕТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
 
Многие начинания Челябинского торгового центра тех времен вполне можно назвать революционными. Находясь в советской действительности, они словно выпадали из нее. Суть в том, что система советской торговли с ее неповоротливыми универмагами, магазинами, базами являлась системой распределительной и в рутинной основе своей жила по принципу: «бери, что дают». Товары большей частью были безликими и безымянными, а в торговых накладных через строчку ставили букву «Д» - дефицит.
 
«Высокий старт» Челябинского торгового центра, который за пять первых лет стал знаменит в стране, а по области – вообще тотально, заключался именно в «покушении на стереотипы» советской торговли. И еще: сделано это было с умом и азартом.
 
Прежде всего, была реализована идея «торгового города». Кстати, и в наше время эта концепция звучит во всех представительских публикациях ЧТЦ. Архитектурное решение торгового центра позволяло «втиснуть» в него множество сопутствующих услуг и товаров. Здесь всегда можно было перекусить, причем вкусно и без суеты. Изначально появилась «мастерская по мелкой переделке одежды» - прообраз современного экспресс-ателье. Был свой демонстрационный зал, где устраивались показы модных моделей, а мужчин буквально пленил факт, что здесь тебе помогут правильно завязать галстук.
 
Казалось бы – мелочи: зарядить пленку в фотоаппарат, выгравировать надпись на подарке, наточить коньки или установить на лыжи крепления. Но именно из этих мелочей складывалось особое отношение к покупателям, которое они и ценили.
 
То же было и с рекламой. Торговый центр тесно работал с газетами, радио, телевидением. Так, сохранился уникальный альбом вырезок 1970 годов – в среднем за год более десяти публикаций: о новинках, выставках, предложениях, обзорах. В самом комплексе реклама звучала вперемежку с музыкой, хотя до нынешних FM-форматов было ой как далеко.
 
Из тех лет в практику ЧТЦ вошли и «золотые полки» - правила оптимальной расстановки товара на прилавке, что сейчас пытаются приписать себе вездесущие мерчендайзеры. Запомнились челябинцам и электронные табло, на которых размещалась реклама о товарах и секциях. И хотя эти чудеса техники частенько ломались, эффект европейского присутствия чувствовался.
 
Но главной идеей, ноу-хау Челябинского торгового центра стала тесная связь с производством и организация сквозных бригад. В ее основе лежал простой принцип: «сделано отлично – продано отлично».
 
Не секрет, что к качеству советских товаров претензий было немало. Покупатели вымещали свое недовольство на продавцах, те разводили руками и отправляли «куда подальше» - к производителю. Взаимных упреков между производством и торговлей была масса: «Не умеете делать», «Не можете нормально продать» и т.д.
 
Из сложившегося тупика нашли гениальный по тем временам выход – поменялись местами. Продавцы с ворохом покупательских претензий и предложений отправились в фабричные цеха, а работники предприятий встали за прилавок – чтобы своими ушами услышать мнение о том, что сделано их руками.
 
- Поначалу все испытали состояние шока, - рассказывают работники ЧТЦ. - А потом принялись за методичную работу, «расшивали узкие места» в качестве продукции, предлагали в производство новые модели с учетом спроса. Потом у нас появилась фирма «Гарантия», которая занималась только реализацией продукции сквозных бригад – и соответственно отвечала рублем за качество товара.
 
Этот опыт ни для кого не прошел даром. Как только грянули рыночные времена с их жестокой конкуренцией, не дающей никаких поблажек, на производстве вспомнили, как мобильный подход к покупателю позволил когда-то в 1970-х годах поднять уровень продаж в пять раз. Среди тех «сквозных» предприятий, кстати, были нынешние чебаркульский «Пеплос» и челябинский «Юничел» - известные сегодня по всей стране производственно-торговые марки…
 
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР
 
«Несоветские инициативы» не пройдут бесследно и для первого директора торгового центра Виктора Трофимовича Сидого, человека, пожалуй, самого известного в истории челябинской торговли. Ему было 40 лет, когда он начал реализовывать свои идеи, погрузившись в стихию торгового центра и задавшись целью сделать его одним из лучших магазинов в стране.
 
Выпускник Челябинского филиала Московского института советской торговли, он прошел путь от продавца до товароведа, был директором магнитогорского и челябинского универмагов (на ул. Кирова). Так что торговлю знал не понаслышке и профессионально в ней ориентировался.
 
- Виктор Трофимович – удивительный организатор, - вспоминают о нем в торговом центре. – Затеять такие вещи, как сквозные бригады, фирму «Гарантия», выезды на производство, ярмарки – это удавалось далеко не каждому. А главное, это настоящий специалист по подбору кадров. Он один справлялся с тем, что сегодня многие службы по подбору персонала сделать не в силах. И привел в торговый центр много молодежи.
 
Добавим: не просто много, а очень много. В 1980-х годах, к примеру, здесь работало более 2000 человек – прежде всего, молодежь, выпускники школ-магазинов, торговых училищ. До сих пор в ЧТЦ работают люди из того «первого призыва»: В.В. Черепанова, О.Г. Рябченкова, Т.А. Писарева и другие.
 
Сплотился коллектив достаточно быстро. В торговом центре одними из первых продумали корпоративный стиль – и не только в спецодежде. Сегодня, к примеру, весьма сложно найти фирменный значок ЧТЦ – можно сказать, что на вес золота.
 
- Объединяла и сама советская действительность, - говорят работники. – Сейчас это кажется древним пережитком, но мы, например, «ходили в ночную смену крыс гонять» - помогали в уборке хлеба в Чесменском районе. А еще сами, своими силами, выстроили базу отдыха на озере Еланчик. Место «выбил» Виктор Трофимович. Она существует до сих пор.
 
В.Т. Сидой окажется первым руководителя такого уровня, по которому во время горбачевской перестройки пройдется молох следственных действий. Желание обличить всех и вся, скандальные дела по столичным универмагам, в том числе по «Елисеевскому» касались не столько сути нарушений, вызванных сбоем всей советской экономической системы, сколько были «показательными выступлениями» - показать измученному талонами советскому народу, кто наживается на дефиците.
 
- Когда в газетах началась травля Виктора Трофимовича, мы просто не знали, что делать, - вспоминают свидетели тех событий. – Мы понимали, что это профанация, да и торговые прорехи при желании можно найти у кого угодно. Виктор Трофимович точно «попал под раздачу». Тем не менее, следственное дело развалилось, и было прекращено.
 
А вот прежние торгово-распределительные функции советской системы не устояли перед временем. Новые решения в новых условиях придется принимать другим. После В.Т. Сидого торговый центр будут возглавлять В.И. Третьяк, В.С. Юдин, А.Г. Прокопец, Д.А. Платонов, Л.П. Хребтова, А.А. Замашных. В 2009 году директором ЧТЦ будет назначен Владимир Никифорович Цыганов.
 
Вячеслав ЛЮТОВ, Олег ВЕПРЕВ
Категория: Широкой поступью | Добавил: кузнец (10.12.2010)
Просмотров: 972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: