Главная » Статьи » Забытые тайны Южного Урала » Широкой поступью

ШАТЕР НА НАБЕРЕЖНОЙ (часть вторая)
ПРИВАТИЗИРОВАННЫЙ ВЕК
 
На рубеже 1980-90-х годов ветер перемен оказался такой силы, что казалось, что время стремительно сжимается, а масштабы происходящих событий просто не укладывались в голову.
 
Торговля первой подкожно ощутила, что советская эпоха изнутри подходит к концу. В 1987 году, когда вышел первый номер газеты «Торговый вестник», главной темой оказался все время растущий дефицит. Сами работники писали в газету: «В нашей секции мужской одежды мужских брюк нет – мужчины приходят, а на их размерах пусто. Или такие брюки висят, которые и показывать неловко… Есть платья трехлетней давности: устаревшие и некрасивые. Я даже для себя бы не взяла… Игрушки ужасные – только детей пугать…»
 
Дальше будет хуже. В конце 1980-х годов страна перешла на талонную систему, в том числе и на спиртное. В углу – между пристроем и основным зданием торгового центра – разместили винно-водочный закуток. К двум часам в углу собиралась огромная толпа, зажатая с разных сторон металлическими ограждениями, - и отчаянно билась за вожделенные бутылки водки, портвейна и вермута. Усиленный наряд милиции стал обязательным приложением торгового прилавка.
 
Как бы то ни было, но торговля одна из первых стала выбираться из-под руин советского образа жизни, переходить на иные формы хозяйствования. Основным инструментом этого перехода стала приватизация – перевод прежних государственных предприятий в частные акционерные общества. Ее проводили в несколько этапов. Первыми опробовали рыночный «либеральный фрукт» небольшие магазины и предприятия сферы услуг – здесь объемы меньше и масштабы последствий не столь заметны.
 
К 1992 году Челябинский торговый центр оказался в экономическом безвременье. Директор ЧТЦ Александр Григорьевич Прокопец сокрушенно писал в газете «Советская торговля»: «Мы словно стоим одной ногой в лодке, а другой – на берегу: и в частники не пускают, и госсектору обуза». Акционирование стало неизбежным, и 16 июля 1992 года состоялась конференция трудового коллектива, которая утвердила первый устав акционерного общества открытого типа АООТ «Челябинский торговый центр».
 
При всей стандартности уставных документов тех лет, Устав торгового центра определял весьма широкий простор для деятельности. Акционерное общество осуществляло торговое обслуживание население (как розничную, так и оптовую продажу), вело комиссионную торговлю, выдавало ссуды под залог, осуществляло коммерческую работу, имело право организовывать филиалы и дочерние предприятия, вести внешнеэкономическую деятельность и, вообще, «совершать любые действия, предусмотренные законом».
 
Если учесть, что до лицензирования у государства еще долго не доходили руки, а безудержная либерализация цен уже началась, то Устав заложил хорошие возможности для развития. Ими надлежало только правильно воспользоваться.
 
МАЛЕНЬКИЙ ВАВИЛОН
 
В рыночные времена Челябинский торговый центр входил не с пустыми руками – опыт самостоятельной, хозрасчетной работы был, были и проверенные связи с предприятиями, что давало возможность договариваться в нестабильные времена.
 
- Мы каждый месяц куда-нибудь выезжали, - рассказывает Людмила Ивановна Симонова, проработавшая в ЧТЦ с момента его основания и возглавлявшая в 1992 году коммерческую службу. – С предприятиями заключали прямые договора, как с южноуральскими, так и в Ленинграде и Москве. Был задел и во внешнеэкономических связях – с Польшей, Венгрией, Швейцарией, Китаем. Приходилось работать с бартером, комиссионными товарами, отдавать склады под ответхранение, открывать на предприятиях дополнительные торговые точки. В те годы появилось и несколько малых и совместных предприятий.
 
Нужно отдать должное и коммерсантам, частным предпринимателям. Когда рухнула государственная распределительная система торговли, именно они на своих плечах, с сумками и баулами, чартерными, челночными рейсами, измотанные поездками заполонили Россию товаром.
 
- О «челночных временах» сегодня, конечно, вспоминаешь с улыбкой, - говорят в торговом центре. – Но для нас тогда это был реальный выход, достаточно эффективный. Часть торговых площадей мы сразу сдали предпринимателям в аренду. Эту «часть площадей» называли по-разному: то маленьким Вавилоном, то Шанхаем.
 
Действительно, начинающим коммерсантам сдавали тогда один-два прилавка – и этого хватало! – чтобы они могли выложить привезенный товар. Но и превращать торговый центр в некое подобие барахолки никто не собирался, несмотря на арендное искушение. Не отошли и от традиционной специализации: одежда, обувь, бытовые товары, продукты. Хотя были предложения торговать, к примеру, автомобилями и запчастями или освоить мебельный сегмент.
 
Зато приветствовались интересные торговые идеи. Так, торговый центр оказался одним из первых, где стали предлагать компьютерную и офисную технику. Многим челябинцам запомнился вкус мягкого мороженого, которое изготавливали на финском оборудовании. Весь город съезжался и в специализированный отдел «Эпикур» за элитными продуктами и впервые увидел, как выглядят «вживую» киви и авокадо, мясо индейки и перепелиные яйца.
 
Новые откровения принес и 1993 год, когда была разрешена продажа крепкого алкоголя. Именно тогда Челябинск узнал и попробовал Royal, Smirnoff, Rasputin и легендарный ликер Amaretto. Помог им в этом отдел «Мавт», выросший со временем в большую компанию. Кстати, основатели «Мавта»: А. Сафронов, А. Зуев и В. Жаворонков – поначалу работали в торговом центре в отделе вычислительной техники и комплектующих. Еще через несколько лет в центре торгового зала возле знаменитого фонтана раскинет свои прилавки и центр пищевой индустрии «Ариант», основанный А. Аристовым и Ю. Антиповым…
 
ЛЮДИ И ДЕНЬГИ
 
История торгового центра неотделима от истории страны – любые перемены, нововведения, реформы мгновенно отражаются в ценниках. Сегодня, когда российская жизнь достаточно устоялась, трудно, а по большому счету не хочется возвращаться даже по памяти в финансовую суматоху прежних лет.
 
Тем не менее, торговый центр лихорадило, как минимум, дважды. Первый раз – в самом начале 1990-х годов, когда официально, на государственном уровне, провозгласили либерализацию цен и отпустили их на свободу. «Переписывание ценников» оказалось второй работой. Судите сами. Только за 1993 год цены на продукты питания выросли в 10 раз, на одежду и трикотаж – в 18 раз, на обувь и игрушки – в 15 раз. Казалось бы, продавцам только радоваться: товар тот же, а денег больше. Но в годовом отчете печально фиксировалось: в 18 раз увеличились тарифы за тепло и электричество, а банковский процент по кредитам – в 20 раз!
 
Вторая инфляционная история приходится на знаменитый дефолт 1998 года, когда рубль обесценился в четыре раза.
 
 - Та августовская неделя была похожа на сумасшествие, - вспоминают работники ЧТЦ. – Никто не знал, по каким ценам торговать. Во многих коммерческих отделах сначала переписывали ценники, а затем и вовсе «закрылись на учет» - до лучших времен.
 
Тотальный финансовый кризис, накрывший страну, был крайне болезненным. Но к чести для руководства торгового центра и его директора Дмитрия Алексеевича Платонова, этим безумным годам противостоял здравый смысл и умение вести бизнес. В частности, за это время никогда не было задержки заработной платы или выходных пособий.
 
Кстати, сокращение штатов тоже провели рационально – многие работники торгового центра просто перешли к частным предпринимателям и фирмам, которые здесь же арендовали торговые площади. Перешли – и принесли с собой большой профессиональный опыт, «разгрузив» предпринимателей от ежедневной торговой рутины и ведения надлежащей документации.
 
 МЫСЛИТЬ В ПЕРСПЕКТИВЕ
 
Новый век, бесспорно, открыл совершенно новую страницу в истории Челябинского торгового центра. Сама страна находилась на подъеме, и этот азартный настрой передавался всем без исключения. Директора ЧТЦ начала 2000-годов – Любовь Петровна Хребтова и Анатолий Алексеевич Замашных – называют это время Возрождением, настоящей эпохой торгового Ренессанса.
 
Начинался новый век с большой реконструкции. Причем, никто не «закрывал избушку на клюшку» - обновление шло поэтапно, отдел за отделом, не нарушая привычного рабочего ритма. Появилось новое итальянское торговое оборудование с изящной подсветкой витражей; появились живые цветы, которые внесли атмосферу домашнего уюта; обновились информационно-рекламные табло и инженерная техника; преобразилась автомобильная стоянка перед торговым центром – одна из самых просторных в Челябинске, оборудованная современным видеонаблюдением.
 
В условиях жесткой конкуренции – а в Челябинске в эти годы открылся целый ряд торговых комплексов – снова пришлось пройти по острию ножа: с одной стороны, не скатиться в дешевый ширпотреб, с другой, не превратиться в элитный магазин, доступный немногим.
 
- Каждый день у нас бывает более 30 тысяч посетителей, и никто не чувствует себя стесненным, - рассказывают работники ЧТЦ. – Мы ориентируемся на средний класс, предлагая много добротной продукции по невысоким ценам: как известных мировых брендов, так и отечественных производителей. Кстати, на российские товары спрос сегодня достаточно устойчивый.
 
Ровных, поступательных тенденций придерживаются и в отношениях с арендаторами, воспринимая их, как партнеров, и не выкручивая руки неоправданными арендными платежами. «Вилки» в стоимости квадратного метра, конечно, есть – без них не строится арендная политика – но они практически не влияют на деловые отношения.
 
Стабильность и долгосрочность ценятся дороже. На сегодняшний день в торговом центре ведут свой бизнес свыше 300 компаний, при этом более 60 фирм – достаточно долго: по пять, десять лет и больше. Безусловно, жизнь ежедневно подбрасывает сотни вопросов, которые требуют мобильных решений. Из таких моментов она и складывается. Главное ощущение, которое обязательно присутствует под сводами уникального шатра на набережной, - чувство уверенности, твердости, большого исторического и профессионального опыта. И это далеко не рекламный пассаж…
 
P.S. ЕЛОЧКА НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
 
Когда готовился этот исторический очерк, сложно было отказаться от желания начать его с постскриптума, послесловия.
 
Челябинскому торговому центру удивительно повезло с днем рождения – 22 декабря. Было ли это вызвано известными советскими авралами, когда под конец года штурмом вводились в строй объекты, или каким-либо иным мистическим стечением обстоятельств, сути дела не меняет.
 
Предновогодняя декада для продавца священна – всегда и везде. Это самое жаркое время, которое наполнено надеждами и обильно подкрепленное выручкой; это самое доброе время, когда покупатель щедр, радостен и горд за предстоящие подарки; это самое ценное время, потому что позволяет крупными штрихами подводить итоги и строить планы на будущее. День рождения непременно удваивает эти чувства…
 
Вячеслав ЛЮТОВ Олег ВЕПРЕВ
Категория: Широкой поступью | Добавил: кузнец (10.12.2010)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: