Главная » Статьи » Вглядываясь в Ленинский

Колыбель для ГАИ

Во французской стороне…

 

Челябинский автодром при областной ГИБДД – в полной мере место культовое, пропитанное драматическими переживаниями нескольких поколений курсантов автошкол, политое слезами горя или радости за сданный экзамен. Кажется, что он был в Челябинске всегда…

В 1960-х годах, когда машин было не так много, а курсантов готовили школы ДОСААФ на своих полигонах и городских улицах, вопрос о специализированном полигоне при ГАИ не стоял даже в повестке. Высокие темпы автомобилизации казались далекой перспективой – пока весной 1970 года с конвейера Волжского автозавода не сошли первые шесть «жигулей», возвестившие всей стране начало новой массовой автомобильной эпохи.

В том же году состоялось большое союзное совещание руководителей ГАИ, на котором выступил замминистра внутренних дел Борис Тихонович Шумилин и поделился впечатлениями о своей командировке во Францию. Больше всех его поразил автодром, где обучение водителей шло в условиях, максимально приближенных к «боевым» - к городским магистралям. Здесь же, при автодроме, можно было получить водительское удостоверение после экзаменов.

- Вот бы нам такие комплексы построить в каждом крупном городе! - вздохнул генерал-лейтенант.

Эту идею услышал присутствовавший на совещании начальник отдела ГАИ Челябинского облисполкома Владимир Петрович Баканов…

Невозможное – возможно

 

Участник Великой Отечественной войны, сражавшийся на Прибалтийском фронте, коренной южноуралец, родившийся в Оренбурге и работавший в Магнитогорске, В.П. Баканов, окрыленный идеей, доложил обо всем начальнику областного УВД Ф.К. Мартынову, «народному генералу», как его все называли в Челябинске. Федор Кузьмич лишь махнул рукой:

- Пустое дело! На его сооружение потребуется не одна сотня тысяч рублей, да лимит на проектирование… У тебя у самого инспекция ютится на двухстах квадратных метрах в старом купеческом доме на улице Калинина, а здесь – целый автодром… Никто таких денег не даст!

Как вспоминал сам Владимир Петрович, у него был только один способ воплотить задуманное – строить «с миру по нитке», в чем он и убедил генерала, получив от него поддержку. А следом начал большой поход по предприятиям, организациям и властным инстанциям. Горисполком быстро нашел место под автодром и отвел около трех гектаров бросового, заболоченного участка в Ленинском районе – там, где протекала речка Игуменка, сделавшая участок непригодным для строительства жилья.

«Дареному коню в зубы не смотрят» - нужно было действовать дальше. Баканову удалось невозможное – убедить А.Н. Беспалова, начальника Южно-Уральского транспортного управления, выступивить главным заказчиком. Затем к делу подключился трест «Главюжуралстрой», выделивший необходимые для строительства материалы. Практически все крупные предприятия Ленинского района зарезервировали средства на строительство.

Проектные работы взял на себя «Челябгражданпроект» во главе с В.П. Туркиным. Рассказывают, что Вадим Петрович собрал инженеров-проектировщиков, у которых были личные автомобили, и они эскортом отправились на будущий объект. На месте договорились о главном: все проектные работы по автодрому должны быть бесплатными и вестись в свободное от работы время.

- А осенью 1971 года мы уже поехали в Москву не с пустыми руками, - вспоминал В.П. Баканов. – С собой везли макет внушительных размеров: около двух метров в длину и около полутора в ширину. Генерал Шумилин внимательно осмотрел его и остался доволен: его идея воплощалась в жизнь. Пообещал приехать и посмотреть автодром в натуре…

Это произойдет осенью 1972 года – на открытии автодрома. А само административное здание появится позднее – в 1976 году. Его будет достраивать уже новый начальник областного ГАИ Виктор Ефимович Романов, о чем сегодня свидетельствует мемориальная доска у входа в областную ГИБДД.

В 1978 году Челябинский комплекс был удостоен одной золотой медали, двух серебряных и трех бронзовых – на ВДНХ в Москве. И сегодня, когда автодромы давно стали частными, Челябинский областной автодром по-прежнему хранит свою «ведомственную принадлежность».

Впрочем, есть еще одна история, где челябинцы также оказались первыми.

Соблюдайте скорость

 

Об отношениях водителей и инспекторов можно поэмы писать – настолько они сложны и многогранны. Кстати, у любителей поездить с ветерком есть реальный повод «обидеться» на Челябинск и Ленинский район – именно они стали родиной первого отечественного автомобильного радара. Это случилось в 1981 году, когда областную ГАИ возглавлял Артур Адамович Дель, человек в истории челябинской милиции легендарный. Он и «имел неосторожность» назначить начальником отдела ДПС Вячеслава Парубочего, молодого человека с талантом организатора и не чуждого технического творчества.

Самые частые жалобы и заявления, которые поступали от водителей, - несогласие с фактом нарушения скорости. Доказать нарушение, действительно, было сложно. Инспектора в те годы сначала отмеряли расстояние от определенного столба, а затем, когда машина с ним поравняется, включали секундомер Златоустовского часового завода и в уме высчитывали скорость. Нужен был прибор, связывающий все воедино.

Парубочий отправился со своими соображениями на этот счет к инженерам и конструкторам Челябинского радиозавода, работавшего на оборонку и авиацию. Через три месяца появилось «специзделие» на базе стандартных электронных плат – прибор фиксации скорости. К нему прилагался маленький чемоданчик, который и вел фиксацию.

Испытание проводили на трассе «М-5 Урал». Первым нарушителем оказался… специальный корреспондент газеты «Правда» Виталий Черепанов. А вскоре в главной газете страны появилась статья о челябинском чудо-приборе. После выхода материала московский Главк затребовал прибор себе, предварительно «в красках» отчитав начальника областного управления А.А. Деля за «своеобычие» его подчиненных. Суть в том, что при главном управлении находился специальный институт безопасности дорожного движения, ломавший голову над подобным прибором, - а тут, где-то в Челябинске, впереди паровоза…

 

Вячеслав ЛЮТОВ, Олев ВЕПРЕВ. Вглядываясь в Ленинский. Екатеринбург. БКИ. 2015.

Фото: Артем Анисин, Татьяна Богина, Василий Долгошеев, Артем Зигануров, Евгений Клавдиенко, Андрей Лабаскин, Дмитрий Лесняк, Иван Навроцкий, Константин Севостьянов, Андрей Юдин

читать дальше: Первенцы района: ЗСО и КБС

 

Категория: Вглядываясь в Ленинский | Добавил: кузнец (10.04.2016)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: