Главная » Статьи » Отдельные проекты » Страницы истории УВД Челябинска

ДОЛГ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ (2)

              

     - Милиция общественной безопасности - это не только самая многочисленная служба, но и самая сложная, - говорит начальник МОБ Александр Степанович Никишин. - Представьте себе, к примеру, тысячу и одну обязанностей участкового инспектора - знать характер, приметы, привычки, наклонности людей, которые проживают у него в микрорайоне! Или сотрудника МОБ, стоящего в цепочке во время массовых мероприятий, концертов, акций. Приходится следить за тем, чтобы не возникло давки, или возвращать потерявшихся детей горе-родителям, или разнимать драки, ссоры, конфликты, охлаждая пыл любителей горячительного. Бытовых ситуаций, уличных происшествий - великое множество. Равно как и раскрытых преступлений и правонарушений - на долю милиции общественной безопасности приходится их основное число...

     Народная милиция должна быть среди народа – такова главная формула, свой закон Ома. Есть и обратная зависимость: человек, горожанин чувствует себя защищенным, если в случае опасности, беды, преступления у него «под рукой» есть милицейский пост или патруль, готовый прийти на помощь.

     - Отдел охраны общественного порядка в первую очередь отвечал за уличную преступность, - рассказывают ветераны УВД. - Вообще, «за улицу» был чрезвычайно жесткий спрос. По каждому уличному преступлению проводилось специальное служебное расследование – как произошло, почему не удалось предотвратить, где в момент преступления находился патруль и так далее.

     Посты расставляли, очень тщательно продумывая каждый. Например, лесной массив, парк им. Гагарина, вообще прикрывали капитально. На постах по два милиционера – одного в лесу не оставишь. Кроме того, несколько патрулей на мотоциклах с колясками – тоже по двое. Зимой были лыжные патрули. На катках во время массовых катаний милиционеры также вставали на коньки. Некоторые вообще владели коньками превосходно.

     - Мы вводили немало новшеств, - вспоминает П.А. Гудков. – Самым важным событием, пожалуй, стала разработка и внедрение единой дислокации расстановки нарядов наружной службы: ППС, ОВО, ГАИ, участковых инспекторов. Эта расстановка нарядов впоследствии была внедрена на всей территории СССР. О положительном опыте я докладывал у замминистра Шумилина.

     Единая дислокация проверялась в обязательном порядке – не было ли здесь нарушений, которыми могли воспользоваться правонарушители. В дислокации подробно прописывалось, кто и где находится, по часам и минутам. ППС, ГАИ, вневедомственная охрана, машины медвытрезвителя, дежурные сотрудники милиции – все маршруты оказывались единым целым.

     Самый простой пример. В дислокации четко обозначались часы закрытия ресторанов. А потому с половины одиннадцатого вечера до закрытия здесь обязательно находилась патрульная машина, сотрудники милиции, дружинники. Оправдания за отсутствие в нужное время в нужном месте не принимались.

    

     Родом из 1970-х годов опыт работы подвижных милицейских групп (ПМГ), который коснулся не только Челябинска, но и всей области.

     С ПМГ – а эту аббревиатуру в Управлении расшифровали по-своему: «помоги мне господи» - случился свой казус.

     - Когда в 1970-х годах по стране прогремел «минский опыт» создания подвижных милицейских групп, мы специально поехали в Минск – посмотреть работу ПМГ на месте, - вспоминает Ю.М. Кабанов. – Приехали. Нет никакого опыта. Все лишь на бумаге. Но от самой идеи не отказались. Разложили в кабинете карту, и в зависимости от территории обозначили маршруты патрулирования и время. Так Челябинск на практике одним из первых в стране воплотил «минский опыт».

     При П.А. Гудкове в челябинской милиции произошла еще одна очень важная реорганизация – все районные патрульно-постовые службы свели в единый полк, под единое командование.

     Вызвано это было целым рядом причин. Каждый райотдел имел свой штат ППС, а потому сложно было добиться согласованных действий. Кроме того, именно патрульно-постовой службой пытались «заткнуть дыры» - снимали и направляли патрули по своему усмотрению, отрывая от выполнения непосредственных обязанностей.

     В ходе преобразований при районных отелах оставили минимум сотрудников ППС. При каждом отделе были сформированы полновесные роты, которые и вошли в состав полка. Полк насчитывал около 700 человек личного состава, более 70 патрульных машин. Кроме того, в полку была машина-радиостанция, а также АТН – автомобиль транспортировки нарядов. Возглавил полк В.Ф. Сидельников.

     Позднее, в 1993 году, при УВД Челябинска будет образован отдельный батальон патрульно-постовой службы.

     Немалое внимание в Управлении уделялось техническим средствам связи. Это сегодня, в эпоху сотовых телефонов, проблема оперативной связи во многом снята. Но в те годы отсутствие связи эта проблема была очень серьезной.

     Челябинская милиция одной из первых в стране вышла с детальной проработкой вопросов связи на городском общественном транспорте. Тогда и появились в Челябинске первые троллейбусы с переговорным кругом над кабиной, чтобы водитель в случае какого-либо происшествия как внутри салона, так и где-нибудь на остановке или вдоль маршрута мог сразу же отправить сообщение дежурному.

     Там, где таких переговорных устройств не было, установили небольшие красные проблесковые маячки, чтобы любая проезжающий мимо патрульный наряд или милицейский пост видели, что в троллейбусе что-то происходит.

    

     Особый разговор – о городской автоинспекции, о ГИБДД, которая сегодня отметила свой 70-летний юбилей.

     Необходимость регулирования и правил дорожного движения появилась тогда, когда в Челябинске в 1909 году появился первый автомобиль, разделивший население города на тех, кто сидит за рулем, и тех, кто об этом мечтает. Уже тогда городской управой выдавались разрешения на управление автомобилями и велосипедами.

     23 июля 1925 года, памятуя о знаменитом "лошадином нашествии" времен гражданской войны, когда уездный город превратился в одну сплошную пробку, вышло постановление Челябинского Окружного Исполнительного комитета "О порядке езды по улицам города", которое впервые определило максимальную скорость передвижения и размер штрафа и которое стало основой будущей Челябинской инспекции безопасности движения, даже если функцию инспекторов пока выполняли сотрудники милиции или бывшие красноармейцы-танкисты.

     Первый отдельный взвод по регулированию уличного движения появился спустя десять лет, когда Челябинск превратился в огромную индустриальную стройку, количество машин росло, аварии возникали ежедневно - машины горели, сталкивались друг с другом, падали с узких мостов, опрокидывались, наезжали на людей. Взвод состоял тогда из 18 инспекторов.

     Весной 1946 года начальник городского управления милиции полковник Крысин настоял на том, чтобы взвод РУД был преобразован в отдельный дивизион с численностью в 101 человек. - 10 мая 1946 года Челябинский горисполком принял решение о его создании, определил смету и штаты. В дивизион вошли не только инспектора дорожно-патрульной службы, но и впервые появилась следственная группа по ДТП, состоявшая из четырех человек.

     С этого времени инспекция безопасности дорожного движения стала постоянным подразделением городского УВД.

    

     Одним из первых начальников ГАИ города Челябинска был Константин Иванович Антипов (с 1943 по 1950 годы). Уроженец Верхнеуральска, он закончил Челябинское высшее начальное училище по специальности шофер-механик. В органы милиции пришел в 1937 году, а уже через два года возглавил квалификационную комиссию ГАИ. Служебные документы свидетельствуют о том, что за годы работы   К.И.Антипов   проявил   себя   выдержанным   и дисциплинированным работником, в совершенстве знающим свое дело. В послевоенные годы, когда количество автотранспорта и водительского состава увеличилось в городе на 30 процентов, при малочисленности и нехватке личного состава Антипов усилил контроль за состоянием автохозяйств, благодаря чему на треть снизилось число пострадавших, а число погибших уменьшилось больше чем на половину.

     Позднее начальниками Челябинской госавтоинспекции были Петр Леонтьевич Абрамов, Михаил Николаевич Левенец, Владимир Владимирович Рождественский, Артур Адамович Дель.

     Выдающейся     личностью     среди     руководителей Госавтоинспекции города был Михаил Анисимович Шимко (начальник ГАИ с 1979 по 1997 годы). Он родился в Краснодарском крае, потом приехал на Урал. Свою трудовую деятельность начал инспектором дорожного надзора Алапаевского городского отдела внутренних дел Свердловской области, куда был направлен по окончании автодорожного техникума. В 1963 году был переведен в Челябинск.

     За 37 лет службы в милиции Заслуженный работник МВД М.А. Шимко прошел путь от рядового до полковника. Продолжительное время работал  инженером по организации дорожного движения, заместителем начальника отдела ГАИ города. С июля  1979 года М.А. Шимко возглавил ГАИ УВД Челябгорисполкома.

     - М.А. Шимко был строгим и требовательным, но справедливым начальником, - рассказывают о нем Управлении. - За это его уважали и подчиненные, и водители, и руководители всех рангов. Создание безопасных условия для движения в Челябинске - было целью всей его жизни. Как человек прогрессивный М.А.Шимко был одним из инициаторов   строительства   автоматизированной   системы управления дорожным движением в Челябинске. Уже в те времена он строил станцию диагностики ГАИ, потому что введение ее в строй позволило бы проводить техосмотры транспорта на высоком уровне.

     Вместе с М.А. Шимко в Госавтоинспекции Челябинска работали такие специалисты, как старший инспектор группы технического надзора Вячеслав Михайлович Манаков, старшие госинспекторы дорожного надзора Валерий Михайлович Смирнов, Леонид Михайлович Марьин, начальники отделения пропаганды Николай Федорович Панов, Владислав Махмутьянович Гайфуллин, заместитель начальника ГАИ Петров Николай Павлович, который стал преемником М.А.Шимко на посту начальника ГАИ.

     Петров Николай Павлович пришел на службу в УГИБДД Челябинской области в 1980 году на должность инженера отделения дорожного надзора. Затем работал госавтоинспектором в отделении ГАИ Тракторозаводского района. В 1989 году был назначен начальником начальником ГАИ Калининского района. В 1995 году - заместителем начальника ГАИ Челябинска. С 1997 по 2002 годы был начальником ГИБДД областного центра.

     После него до 2006 года ГИБДД Челябинска возглавлял Александр Павлович Андреев. Сегодня Госавтоинспекцию Челябинска возглавляет Константин Владимирович Островский.  

    

     Главным «рабочим кабинетом» сотрудников ГИБДД были и остаются улицы города. Задачи, которые сегодня стоят перед инспекцией, тем более в свете трагической статистики последних лет, резкого увеличения числа транспортных средств, сложны и разнообразны. Это не только раскрытие дорожно-транспортных происшествий, регулирование безопасного движения в городе, но и контроль за проектированием, строительством, ремонтом, реконструкцией и содержанием улично-дорожной сети, а также полномасштабная профилактическая работа по предупреждению происшествий и снижения тяжести их последствий.

     - Мы всегда особое значение придавали профилактическим мероприятиям, - рассказывают сотрудники ГИБДД. - Так, знаменитый смотр-конкурс по безопасности дорожного движения «Зеленая волна» отметил свой 25-летний юбилей. Кроме него ежегодно проводятся такие акции, как «Пешеход», «Внимание: дети», «Опасные забавы», «Автобус», «Пьяный за рулем», «Ремень безопасности». Хороший резонанс имел конкурс на самого вежливого водителя. Сегодня важным направлением работы стала профилактика происшествий на городском транспорте, на маршрутных такси.

     В конце 2005 года в Челябинске начато внедрение нового эксперимента, направленного на обеспечение безопасности пешеходов при переходе проезжей части. В городе появились современные пешеходные светофоры с обратным посекундным отсчетом оставшегося для перехода времени.

     - В области обеспечения безопасности движения, - говорит К.В. Островский, - очень важна единая городская политика. И в нашем городе это осуществимо. Руководством администрации города приняты и воплощаются в жизнь принципиальные решения в области дорожного строительства – это и новые мосты через реку Миасс, и строительство «транспортного кольца» в центре города, и расширение и реконструкция основных городских магистралей.

     Реконструкции ждет и комплекс ГАИ. В частности, планируется выделение дополнительных площадей, где будут строиться новые боксы для спецтехники, автомоечный комплекс, устанавливаться   современное   оборудование  для  ремонта автомобилей. Городским бюджетом предусмотрены и дополнительные должности инспекторского состава ДПС.

     Городская мэрия совместно с ГИБДД и УВД разработала систему мероприятий, с помощью которых оформление дорожно-транспортных происшествий будет производиться в несколько раз быстрее. Пункты разбора ДТП планируется открыть в каждом из семи районов города. Дежурная часть города станет выполнять координирующие функции и заниматься оформлением наиболее серьезных ДТП - с пострадавшими.

     Отдел ГИБДД, в составе которого находятся также отдельный батальон ДПС и рота КПМ, является неотъемлемой частью челябинской милиции. Мобильная, легкая на подъем автоинспекция проводит оперативную работу совместно с уголовным розыском, пресечение преступлений на транспорте, контроль на въездах-выездах, быстрое подключение системы «Перехват», а также патрулирование города в ночное время.

    

     «Лучше предупредить преступление, чем его раскрывать» - эта простая истина положена в основу организации работы участковых инспекторов милиции. Знание психологии людей, постоянная защита их безопасности, ежедневная работа на местах, пресечение правонарушений, будь то обычная горячая семейная ссора или злостное хулиганство, владение информацией обо всех и обо всем, что происходит во вверенном районе - такова обычная работа участкового инспектора, почти не изменившаяся с 1923 года, когда приказом НКВД СССР была впервые введена эта должность.

     Со службой участковых инспекторов было много изменений – в основном, на бумаге и на словах – она переименовывалась не раз. Смысла в этом особого не было – задачи каждый раз оставались теми же, что и были. Постоянная работа на местах, с людьми. Инспектор оставался инспектором.

     В 1960-80-х годах во главу угла работы по профилактике правонарушений и раскрытию преступлений была поставлена служба участковых инспекторов. В 1988 году, с ростом населения города и числом преступлений, стала очевидной необходимость серьезной координационной работы среди инспекторов. Так появился при Челябинском УВД Отдел профилактических служб (ОПС), который под руководством В.Ф. Сидельникова вел планомерную методическую работу среди участковых. По сути, именно участковый инспектор всегда был и остается олицетворением милиции.

     Конечно, хороших участковых, проявивших себя в работе, на участке долго не держали – повышали в звании, продвигали по службе. Они успешно проявляли себя и на других участках работы – сказывался глубокий опыт работы с людьми. Положительную роль играли и всевозможные соревнования. В каждой службе, в том числе и среди участковых, были выработаны определенные показатели, критерии. Каждый раз подводились итоги соревнования и поощрялись лучшие инспектора.

     - У нас были уникальные участковые, - рассказывает Ю.М. Кабанов. - Некоторые из них работали на участке по двадцать лет. Это, прежде всего, бывшие фронтовики, люди военного поколения, которые приходили в милицию уже в возрасте. Многим не хватало образования, а молодежь легко обходила их по служебной лестнице. Но дело свое они знали отлично, настолько, что могли раскрыть преступление буквально по приметам.

     Настоящей легендой был участковый Иван Данилович Шурша. Именно о нем в первую очередь расскажет любой ветеран УВД. Его участок – мельзавод, поселок сложный, в лесопарковой зоне.

     Однажды зимой на семью, катавшуюся на лыжах, было совершено нападение. Отца избили, жену и дочь изнасиловали. В шоке, они вышли к мельзаводу. Нашли Ивана Даниловича, описали приметы подростков, которые на них напали. Шурша сразу же, в течение нескольких минут, выявил: кто нападал. Преступники были задержаны.

     В характере Ивана Даниловича, как вспоминает М.Н. Мошкович, жило постоянное стремление делать все самому, ни на кого не ссылаясь.

     Однажды грабители напали на продуктовый магазин, что располагался возле входа на Центральный стадион, избили продавца, забрали деньги, продукты, товары и исчезли. Мы приехали на место происшествия с собакой. Иван Данилович был уже там. Тянет меня за рукав и говорит:

     - Распорядитесь, пусть собачка за мной идет.

     Идем в парк вслед за Шуршой, к железной дороге. Дошли до переезда, на котором стояла небольшая будка.

     - Пусть собачка полает, - говорит Иван Данилович.

     Пес исправно прогавкал, а мы тем самым вошли в будку. Там – двое человек, и все, что было украдено из магазина. Мы были поражены. А Иван Данилович вел себя так, словно ничего особенного не случилось – так, обычное дело, обычная работа…

     Вообще, из участковых сложно выделить кого-нибудь одного. Замечательными, яркими участковыми были М. Говядин, П. Выползов, А. Ежов, А. Смолин, основавший целую милицейскую династию. Участковые смотрели друг на друга, перенимали опыт, соревновались.

     - У нас в Тракторозаводском РОВД был замечательный участковый Анатолий Панов, - вспоминает Н.М. Усков. - И хотя он проработал на участке около пяти лет (пошел на повышение), ему удалось сделать немало. Участок был трудным – улица Бажова, окраина города, рабочий район, тяжелый, жесткий. Панов настолько умело поставил работу, что люди просто шли к нему за помощью, со своими проблемами, выговориться за жизнь, наконец. Он активно сотрудничал с народной дружиной – рабочие патрули стали нормой. В итоге, преступность на его участке снизилась в два-три раза…

     Несмотря на то, что профилактика правонарушений - занятие достаточно мирное, участковые инспектора, как и многие другие сотрудники милиции, ежедневно подвергаются риску - на их долю приходится основная часть борьбы с хулиганством, пьянством, наркоманией. Немало участковых погибли от хулиганских ножей или, как В.Г. Зуев, при конвоировании задержанного преступника. Постоянно быть на месте и всегда прийти на помощь - это главное. Даже ценой собственной жизни. В памяти сотрудников милиции навсегда останется участковый Николай Скарлыгин, который погиб, спасая двух тонущих мальчишек.

     Работа участковых инспекторов и сотрудников ОРУИМ сегодня вряд ли уже поддается статистике. Но в отделе по организации работы участковых инспекторов, в отделе инспекторов ИДН уверены - если в России и удастся сдержать кривую роста преступлений, то в этом, в первую очередь, будет заслуга участковых инспекторов.

     Читать дальше: Район особого назначения

Категория: Страницы истории УВД Челябинска | Добавил: кузнец (09.06.2020)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: