Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » По северным селам

Свобода
Потаенное место
 
Добраться сюда нелегко. Вот уж точно – «никому так просто не дается свобода…»
Из села Шабурово – лишь по полевой дороге вдоль небольшой речки Щербаковка. Из села Булзи – то же самое: восемь километров полей и перелесков на север. На современных картах в лучшем случае стоит одинокий крест, обозначающий храм, и название «Свобода» с пометкой, что нежилое.
 
Первый раз мне довелось попасть сюда на первый же свой выпуск летом 1993 года – привезли ученики, погрузившись вместе с праздничной снедью на большую тракторную телегу. Казалось, что ничего особенного на Свободе нет – грибные березовые перелески, маленькая речка, больше похожая на овраг с небольшими запрудами, где можно искупаться, да и то по пояс.
Все изменила церковь, что стоит посреди леса…
 
Заимка Ново-Тихвинского монастыря
 
Монастырь был женским… Во второй половине XIX века новые монастыри возникали повсеместно. Это было время «монастырского бума» - освобожденная от «крепости» Россия не знала, что делать с дарованной свободой, как встраиваться в новые экономические условия. Тем, кто оказывался на обочине новой предприимчивой буржуазной дороги, именно монастырь служил убежищем и утешением.
 
 
Ново-Тихвинский монастырь на Свободе возник как раз в это разночинное время – благодаря стараниям игуменьи Магдалины. Вместе с ней здесь постоянно жили и работали 80 монахинь. Удивительные женщины! Именно их силами был выстроен пусть и небольшой, но красивый, «элегантный», как сказали бы мы сейчас, храм в честь святого Симеона Верхотурского.
 
Показательное подворье
 
На заимку Ново-Тихвинского монастыря жители окрестных сел смотрели с почтением – очень весомым было монастырское хозяйство. По описи 1910 года в нем находилось более пятидесяти строений, не считая самого храма. Как пишет исследователь Всеволод Слукин, «подворья были уменьшенной копией материнской организации: главный храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки, глухая ограда».
 
За монастырским подворьем числилось 120 высокоудойных коров, о которых селяне могли только мечтать, «выстраиваясь в очередь» за молодняком. Монахини выращивали элитные семена зерновых культур и овощей. Кстати, в Булзях стараниями монахинь была организована специальная школа, где деревенских ребятишек учили сельскохозяйственным навыкам и основам агрономии.
 
Большевистский набег
 
Век монастыря, к сожалению, был не долог – в 1920 году он был буквально разгромлен большевиками. Можно сказать, что на Свободе Красная армия провела специальную карательную операцию.
 
Нагрянув в святую обитель, красноармейцы стали выпытывать у несчастных монахинь, где они укрыли церковные ценности. В том, что ценности были, никто не сомневался – слишком зажиточным выглядел монастырь: с серебряными окладами на иконах, золотыми крестами и драгоценными камнями. Не получив ответа, большевики изнасиловали и зверски убили шесть монахинь. Остальных выселили, разогнали на все четыре стороны.
 
Клад Симеона Верхотурского
 
Церковные ценности Симеоновского храма застили глаза многим. Как пишут краеведы, «если когда-нибудь в Челябинской области и был бум кладоискательства, то это происходило именно здесь, на развалинах монастыря Симеона Верхотурского. Мифические сокровища не давали покоя не одному поколению кладоискателей. Жители Булзей и других окрестных сел рассказывают, что для раскопок «черные археологи», а в округе их ходило несколько групп, пригоняли на Свободу даже гусеничные экскаваторы и бульдозеры…»
 
Раскопки «черных археологов» на Свободе повсюду. Раскопали даже церковную могилу под беломраморной плитой. Но ничего не нашли…
 
Шириной в аршин
 
Всеволод Слукин в книге «Тайны уральских подземелий» рассказывает о целой системе подземных ходов и погребов в Ново-Тихвинском монастыре. «Все они сделаны были по-старинному добротно, немаленького размера, с вентиляцией и сейчас еще могли бы сослужить службу. Рассказывают, что внутри в них даже летом не тает лед». В погребах были установлены вентиляционные отверстия.
 
Также «были найдены подземные скиты — куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому, для печных труб». Ширина ходов оказалась классической – 70 сантиметров – аршин…
 
 
Кстати, по мнению ученых, и сам Симеоновский собор имел двухуровневый подвал. «Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья, - пишет В. Слукин. - В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема. Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали расстрелянные монахини?..»
 
Категория: По северным селам | Добавил: кузнец (21.10.2015)
Просмотров: 113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: