Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » Кыштым

Кыштым (часть третья)

Легенда о Старой церкви

 

Рядом с демидовской усадьбой, на острове, возвышается старейший храм Сошествия Святого Духа на Апостолов, в народе – Старая церковь. На Южном Урале это второй по времени создания каменный храм – старше него только Уйский (Троицкий) собор в Троицке. К тому же он один из немногих храмов, выстроенных в стиле барокко, практически не подвергшийся перестройке. А главное – он был рожден вместе с Кыштымом и стал свидетелем всей его истории.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов

 

Если верить одной легенде, то в 1755 году, спустившись с горы Егоза, осмотрев окрестности и начало строительства завода, Никита Никитич Демидов отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!» Это «спонтанное решение» и по сей день вызывает недоумение исследователей. «Церковь была заложена не в центре поселения и не на горке, а на острове посреди пруда, – пишет Г.Х. Самигулов. – Это совершенно нестандартное решение: чтобы церковь или мечеть были отделены от поселения водным пространством. Сложно сказать, чем руководствовались Демидовы, принимая решение о таком размещении храма».

 

Стройка с размахом

 

Тем не менее, строительные работы на означенном месте закипели сразу же. Бутовый камень везли с Кыштымского и Сугомакского рудников – благо, его после вскрышных работ накопилось много. Архитектурный проект был выбран не совсем обычный.

«Церковь строили с размахом: в два этажа, кирпично-каменную. Кирпичи, камни, раствор – все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. Каждый апартамент получил свое имя: верхний этаж – в честь Сошествия Святого Духа, а нижний стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи». Верхний этаж храма не отапливался, и службы там велись в летний период. Зато нижний, небольшой и теплый, действовал круглый год.

Церковь выстроили за пять лет. Средства вкладывались заводчиками и собирались жителями заводского поселка. В 1764 году строительство завершилось, внутри ее расписали богомазы Богатыревы. Как указывает кыштымский краевед Б. Мещеряков, храм освятил протоиерей Екатеринбургский Федор Кочнев в день преподобных Парфентия и Луки 7 февраля 1765 года.

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов

 

Испытания и освящения

 

Свое первое суровое испытание храм переживет в годы пугачевского бунта. В январе 1774 года разноязычные повстанцы прорвались через деревянные стены, окружавшие завод. Рассказывают, что во время захвата церкви староста храма Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат, за что его сбросили с колокольни. Затем пугачевцы раскинули вокруг храма лагерь, запускали вовнутрь коней и жгли костры, оборвали золотые и серебряные ризы с икон, а некоторые прокололи копьями.

Как докладывал Екатеринбургскому духовному правлению отец Алексий Горных, бунтовщики «обступили церковь и стали разбивать двери и окна; ворвавшись в церковь, трапезника закололи до смерти… Из обеих церквей – нижней и верхней – унесено даже до одной вещи… престолы и жертвенники обобраны же; исповедныя росписи и метрики изодрали на мелкия части…» После отступления пугачевцев потребовался год, чтобы навести в храме порядок и восстановить его. 1 февраля 1775 года его повторно освятил протоиерей Власий Коровицкий.

Второе испытание выпадет уже на советские 1920-30-е годы - церковь закрыли и разграбили (благо, что не взорвали). Затем здесь размещались склады, типография, кинопрокат и городской музей. Храм ветшал – проржавели купола, осыпалась штукатурка, сгнили полы…

Вид с колокольни

 

В 2000 году за восстановление храма взялись прихожане во главе с отцом Николаем Гашковым. Сначала отремонтировали первый «теплый» этаж, в котором начались службы; затем работы пошли ввысь – на второй этаж и 44-метровую белоснежную колокольню, с которой Кыштым виден, как на ладони. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм – в третий раз за всю его историю. В августе 2015 года с фасада полностью были сняты строительные леса, а в ноябре впервые за многие десятилетия по-над водой заводского пруда поплыл колокольный звон…

 

Кыштымский крест

 

В рассказах о духовной истории Кыштыма чаще всего используется образное сочетание: «Кыштымский крест», который, если смотреть с высоты птичьего полета, образуют четыре православных храма, едва соединишь их прямыми линиями: храм Сошествия Святого Духа на Апостолов (1755), Свято-Троицкая церковь (1848), храм Рождества Христова (1857) и церковь Николая Чудотворца  (1896). У каждого храма сложилась своя судьба, но на особицу все же стояла Свято-Троицкая церковь.

 

Оплот единоверия…

 

В истории Свято-Троицкой церкви изначально сказывался старообрядческий характер и драматические отношения староверов и властей. Как рассказывает в «Историческом очерке Кыштыма» Б.М. Мещеряков, Свято-Троицкий приход официально был утвержден как единоверческий приход, то есть в него вошли верующие, отпавшие от православия, но потом пожелавшие оставить раскол и присоединиться к православной церкви на правах единоверия. Единоверческая церковь, по сути, защищала бывших староверов от притеснений, возобновившихся в эпоху Николая I, хотя далеко не все староверы сюда перешли.

Каменный трехпрестольный храм построили в рекордно короткие сроки: в 1847-1849 годах по инициативе заводчиков Зотовых, которые сами были старообрядцами, но «политическое предназначение» нового храма хорошо понимали. Имя архитектора храма не известно. Скорее всего, Зотовы в целях экономии воспользовались готовым проектом – по епархиям как раз были разосланы рекомендации по строительству новых храмов, к которым прилагались типовые чертежи.

Единоверческий характер Свято-Троицкой церкви не слишком притягивал прихожан. В 1911 году в Кыштым прибыл епископ Екатеринбургский и Ирбитский Митрофан. Посетив Свято-Троицкую церковь, он писал в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях»: «Прихожане не отличаются особой любовью к посещению храма. Служение в единоверческих приходах для духовенства является своего рода подвигом. /В приходе царят/ раздоры, происходящие от разногласия и соблюдения тех или иных обычаев».

Свято-Троицкая церковь: вчера и сегодня

…и клуб имени Кирова

 

В годы советской власти Свято-Троицкая церковь не избежала участи других культовых сооружений – в начале1930-х годов она была закрыта, а здание передано механическому заводу. В 1934 году там был организован клуб имени Кирова, в котором проводили торжественные заседания и крутили кино. Позднее в клубе находился заводской музей.

От церковной утвари ничего не осталось – лишь чудом сохранилась чугунная плита с указанием даты постройки храма, которая сейчас хранится в музее Кыштымского машзавода. Также бытует легенда, что когда в 1935 году со звонницы снимали колокола, то один из них покатился по крутому берегу в воду – и до сих пор лежит на дне заводского пруда…

Следом были демонтированы купольные барабаны, и церковь совершенно изменила свой облик. В годы Великой Отечественной войны «храм-клуб» стал местом, откуда кыштымцы уходили на фронт. Здесь проходили проводы: играла солдатская гармонь, а затем, выстроившись в колонну, добровольцы шли на вокзал. После войны здесь кипела клубная жизнь, девушки ходили на танцы, работали всевозможные творческие кружки. Вот только, как вспоминает уроженка Кыштыма известная актриса Инга Оболдина, входили и выходили из клуба через место, где располагался алтарь. Теперь, восстанавливая храм, люди словно просят прощения и за это…

 

Храм Рождества Христова

 

Одновременно со Свято-Троицкой единоверческой церковью в Кыштыме началось строительство еще одной церкви – большого Христорождественского храма, который и по сей день впечатляет своим величием и красотой.

Христорождественский храм

 

В 1848 году для строительства храма жители выбрали самую высокую точку на Верхнем Кыштыме, с которой открывался живописный вид на усадьбу заводчиков, Верхне-Кыштымский пруд и синеющие вдали вершины Сугомака и Егозы. Строили новый храм с размахом: в 1857 году – к столетию Кыштыма – в небо на высоту 71 метр вознеслась колокольня, а двухэтажное здание общей площадью 2000 квадратных метров увенчал 50-метровый главный купол.

– Нижний этаж задумывался как зимний, отапливаемый, - говорит настоятель храма Рождества Христова протоиерей Иоанн Сухов. – Раньше здесь стояли печи, и богослужения совершались с осени, с праздника покрова Пресвятой Богородицы, и до поздней весны, до праздника святителя Николая Чудотворца. Второй этаж задумывался как летний.

Вообще, верхний апартамент считался «изюминкой» храма, имел большой просторный зал и великолепную акустику. Говорят, что придел строился по пропорциям Исаакиевского собора в Петербурге. Между тем, установить имя архитектора не удалось. Есть предположение, что к проекту косвенно был причастен основоположник русско-византийского стиля Константин Тон, строивший Храм Христа Спасителя. В то время архитектор был в фаворе у императора Николая I, а его чертежи были рекомендованы епархиям в качестве типовых. На местах проекты творчески осмысливались.

 

Радостная лепота

 

Как бы то ни было, итог этого творческого осмысления превзошел все ожидания. Храм Рождества Христова был и остается самым величественным во всем Кыштымском округе, соперничая лишь с храмом Вознесения Господня в Каслях.

По свидетельству епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана внешний вид храма был великолепен. «Высокие многоколонные стены, покрашенные белой известью, вместе с многочисленными блестящими окнами и огромными железными вратами устремлены ввысь. Посеребренные неярким октябрьским солнцем «луковицы» с большими крестами над колокольней словно парили над поселком. Прочная высокая чугунная ограда на каменном фундаменте, солидные ворота с западной и северной сторон, маленькие иконы над воротами – все это внушало прохожим «радостную лепоту» и «божию благодать»…

В отличие от строительства, внутренняя роспись собора двигались гораздо медленнее: основательному храму требовалась тщательная отделка. Настенная роспись нижнего этажа была завершена лишь в 1902 году. Сделанные по окончании работ надписи свидетельствуют, что «стенная живопись святых картин и орнаменты исполнены Московскою придворною художественною мастерской Якова Ефимовича Епанечникова», одного из наиболее известных московских мастеров, «поставщика двора Его Императорского Величества». На втором этаже тоже установили иконостас, все было достаточно благочинно, но без такой торжественности, как внизу. Расписать верхний придел до революции так и не успели.

Христорождественский храм

 

В церковной ограде

 

За чугунной решеткой храма таится загадка – здесь похоронен Александр Григорьевич Дружинин, сын одного из совладельцев Кыштымских заводов Григория Васильевича Дружинина. Известно, что у главы семьи было четыре сына и пять дочерей. Практически все Дружинины похоронены в Петербурге, а вот младший Александр нашел свое вечное пристанище в Кыштыме. Почему так произошло – установить не удалось…

 

К братьям и сестрам

 

После революции Христорождественский храм пережил немало испытаний. В 1935 году он был закрыт. Чудом сохранились росписи и орнаменты нижнего предела. Часть икон прихожане уносили с собой, чтобы спрятать от поругания – на волне большевистского богоборчества над росписями святых издевались: выковыривали глаза, отбивали штукатурку, заливали краской.

Есть городская легенда, что когда решено было сбросить колокола, горком партии «призвал» девять молодых ребят с механического завода выполнить эту работу. Они справились – и колокола полетели на землю. Но потом все девять человек быстро ушли из жизни: кто-то спился, кто-то покончил с собой, а один отправился за грибами в лес и не вернулся. Родные искали три года, но безрезультатно…

Можно сказать, что Христорождественский храм от забвения «спасла» Великая Отечественная война и знаменитое обращение И. Сталина – «братья и сестры» – церковное по своей сути. Становилось очевидным, что кроме любви к Отечеству оружием Победы становилось духовное единение вокруг православной церкви. В суровые дни войны собор был вновь освящен и в нем начались службы, которые больше уже не прервутся…

 

Тихий свет

 

Время берет свое: старое величественное здание нуждается в постоянной заботе. Как рассказывает почетный житель Кыштыма священник Михаил Чирков, многие росписи удалось обновить, чтобы они вновь засияли яркими красками. В храме есть немало удивительных святынь. Например, сохранилась икона Успения Пресвятой Богородицы, в которую вкраплены часть мощей святых угодников, в том числе апостола Варфоломея и святого великомученика и целителя Пантелеймона.

В Христорождественском храме

 

Почитают кыштымские прихожане и отца Сергия, выпускника Московской духовной семинарии, который был настоятелем Христорождественского храма четверть века. Уже в наше время здесь появился небольшой музей, где собраны разные вещи церковного убранства, которые были в руках отца Сергия. Например, сохранились части послевоенного иконостаса – незатейливые, из дерева и фольги, но по-своему торжественные. Или обычные, жестяные венцы для совершения таинства венчания…

 

Службы и голос

 

В 1990-е годы на колокольне Христорождественского храма были обновлены колокола – самый крупный из девяти колоколов был отлит в Воронеже. В начале лета 2016 года впервые за долгие годы в верхнем пределе прошли богослужения. А в сентябре произошло еще одно удивительное событие – в храме Рождества Христова с благотворительным концертом духовной музыки выступили сразу три хора: Архиерейский хор Свято-Симеоновского кафедрального собора, церковный хор Свято-Троицкого храма и камерный хор Челябинской филармонии.

Концерт в Христорождественском храме

 

Храм не смог вместить всех желающих – настолько необычной была сама идея концерта. В итоге только от продажи билетов и пожертвований был собран почти миллион рублей. Еще столько же перечислила на ремонт храма «Русская медная компания». Уникальный подарок сделал почетный житель Кыштыма Виктор Пичугов – икону Преподобного Сергия, которая была написана в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и освящена у мощей Преподобного Сергия Радонежского.

– Зрители и слушатели были просто поражены невероятной акустикой верхнего придела храма Рождества Христова, которая словно преумножала голоса, – рассказывает глава Кыштымского городского округа Л.А. Шеболаева. – Люди говорили, что когда наверху под занавес концерта все три хора вместе под колокольный перезвон грянули «Многая лета», в нижнем приделе сами собой зажглись свечи…

 

Церковь Николая Чудотворца на Нижнем Кыштыме

 

Церковь Святителя Николая Чудотворца, замкнувшая «кыштымский крест», является самой «молодой» в городе – ее освятили 5 мая 1896 года. До нее в поселке Нижне-Кыштымского завода – «в нижнем заводе» – была небольшая, но очень красивая часовня, своды которой были выложены мозаикой из цветного стекла.

К концу XIX века Нижний Кыштым основательно разросся: здесь проживало две с половиной тысячи человек – и без «христианского попечения!». Вопрос со строительством собственного храма, как говорится, назрел. Средства собирали и жители Нижнего Кыштыма, и владельцы завода. При выборе проекта было решено взять не масштабом, а изяществом. Каменный пятиглавый однопрестольный храм с ярусной колокольней был выдержан в неорусском стиле, а венчали его необычные кресты, которые переливались всеми цветами радуги. Хитрость заключалась в том, что контуры крестов были выкованы из меди, а цент заполнен цветным стеклом. Украшением храма были великолепные кованые двери и каменная ограда с чугунными столбами и проволочными решетками…»

Никольская церковь 

 

Основательная реконструкция

 

В 1934 году церковь закрыли, купола сбросили, колокольню снесли. После Великой Отечественной войны в здании сначала располагался рабочий клуб, детская школа искусств, а затем, благодаря великолепной акустике, его стали использовать в качестве концертного зала и дворца бракосочетаний. В годы реформ здание оказалось без присмотра. Лишь в 2004 году было решено придать церкви ее первоначальный облик.

К реконструкции храма подошли основательно, подключив специалистов из Екатеринбурга и Челябинска, пытаясь максимально точно воссоздать исторические детали, хотя сегодняшние материалы и бывшие плохо стыковались между собой. Тем не менее, благодаря историко-археологическим исследованиям, были восстановлены купола, убранство фасадов и интерьеров. Также был восстановлен изящный чугунный декор ограждений лестниц, козырьков, ограды и ворот, а купола храма позолочены натуральным сусальным золотом.

С колокольней вышло сложнее – под нее пришлось делать практически новый проект. Были отлиты семь колоколов, среди которых и праздничный 700-килограммовый Благовест – с иконой в честь Николая Чудотворца. Когда работы завершились, оказалось, что среди прихожан нет звонаря. Пришлось обучаться у «соседей по кыштымскому кресту»: в храме Сошествия Святого Духа. Освящение обновленного храма Николая Чудотворца состоялось на Пасху – 23 апреля 2006 года…

Никольская церковь

 

Отец Николай Ляпустин, настоятель

 

История Никольской церкви была бы неполной без имени ее первого и единственного настоятеля в ХХ веке – отца Николая Алексеевича Ляпустина.

Он родился в 1864 году в семье священнослужителя Алексея Ивановича Ляпустина, был старшим из детей. В 22 года окончил Пермскую духовную семинарию и приехал в Кыштым с молодой женой Марией Константиновной. Правда, своих детей у Ляпустиных не было, и они усыновили несколько сирот. При Никольской церкви после ее освящения практически сразу же открылись воскресная школа и школа для заводских детишек. С обязанностями учителя отец Николай справлялся с блеском, а школы получили высокую оценку митрополита Митрофана, посетившего Кыштым в 1911 году.

После революции все сложилось против отца Николая. В 1923 году умерла его жена, а спустя несколько лет новая власть лишила пастыря и церкви, и крова. Священник вынужден был скитаться по квартирам и, чтобы не умереть с голода,  тай­но исполнял требы в домах бывших прихожан.

Его последним местом службы стал Ека­теринбургский Иоанно-Предтеченский собор, куда Николай Алексеевич был призван на служение в 1936 году, а еще через несколько месяцев его не стало. Но и за это короткое время кыштымский священник успел оставить по себе добрую память. Посему и был похоронен на территории храма, а в 2002 году на средства Епархии на его могиле пос­тавлен памятный чугунный крест. Таких почестей удостаива­ются лишь избранные...

В.Л.

Читать дальше: Кыштым (часть четвертая)

 

 

Категория: Кыштым | Добавил: кузнец (15.05.2018)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: