Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » По Бродокалмацкому тракту |
Русская Теча
Статус старейшего села
Поднимаясь по тракту дальше, на север, проплутав перед этим по проселочным дорогам, понимаешь, что вряд ли придется увидеть в прежнем блеске самое старое русское село на Южном Урале – Русскую Течу. На современность иллюзий и не питаем. Зато история!..
Дата закладки села Русская Теча, можно сказать, установлена наиболее точно. Это действительно старейшее село. В архивном «Деле о спорных землях башкир на сибирской стороне Урала» записано, что и вправду имеется «…Белоярская слобода над рекой Течью на Белом яру на степной стороне, а слободу срубил слободчик Катайского острогу крестьянин Иван Сергеев сын Синицын во 190 году по указу великих государей…».
«Странная дата» в документе, на самом деле, переводится-пересчитывается просто. В Московском царстве того времени летоисчисление шло от Сотворения Мира, а потому 190 год – это 7190-й, или 1682 год в современном исчислении.
Разная в разное время
Как пишут краеведы, село сменило несколько названий: первоначально Белоярская слобода, Теченская слобода, затем село Теченское. Ничего особенного в «названии по месту» нет.
А вот с самой Течей выходит странная история, хотя на первый взгляд куда уж проще: Теча – потому что течет. Челябинский краевед Владимир Васильевич Поздняков, к примеру, приводит не только башкирский перевод: «теша» - тихая, спокойная, медленная, но и добашкирские названия. Зарубежные географы называли реку и Писымой, и Тешей, и Динцем, и даже Теннисом. С североиранского «тез» - быстрый, скорый, резвый; «ча» обозначает воду. Быстрая, резвая вода…
Можно ли совместить несовместимое? Природа так и делает: река Теча в разное время года – разная…
На Белом Яру
Что же до Ивана Синицина, основателя села, то о нем ничего не известно. Можно лишь догадываться, что это был человек с хозяйской и военной сметкой одновременно - урочище на реке просто так на калмыцких конях не перемахнешь. В итоге поселение стало «крепким орешком» - «с укрепленным детинцем и крепостной стеной по периметру жилья». Как свидетельствует первая генеральная ревизия 1719 года, Белоярская Теченская слобода состояла из 36 дворов и насчитывала 201 душу мужского пола…
На стратегическом направлении
Спокойное течение природы в этих краях не помешало Русской Тече стать местом стратегическим. Русские поселенцы проникали на Южный Урал с севера и прежде: со стороны Далматова монастыря, Каменского завода, Катайской слободы. Поэтому статус старейшего села, кстати, оспаривают в Багаряке.
Но целенаправленная колонизация зауральских и башкирских земель начинается позднее. В историю России Теченская слобода вошла в конце 1734 года, когда к строящемуся Оренбургу стали направляться обозы. Тот же обоз Якова Павлуцкого, основателя Миасской крепости, окончательно был сформирован в Русской Тече.
Ставка воеводы
Статус «обозной базы» дал мощный толчок развитию села. К 1737 году, когда на Южном Урале была образована Исетская провинция, заложена Челябинская крепость, Русская Теча разрослась, похорошела, капитально обустроилась. Благо, товара, материалов, средств государевым крестьянам хватало с избытком, что они начинали «отселяться» по округе: кто на берега Сугояка, кто в озерный край Алабуги.
В самой Русской Тече обосновалась «начальничья зимовка». Суть в том, что Исетский воевода, который летом находился в Челябинской или Миасской крепостях, на зиму делал своей штаб-квартирой Теченскую слободу. Как пишут историки, таким образом, «небольшая Теченская слобода на короткое время – до 1743 года – превратилась в административный центр крупного региона».
Село как село
Впрочем, не такая уж и небольшая. К началу ХХ века в Русской Тече проживало почти две с половиной тысячи человек. Это было одно из самых крупных и богатых сел Шадринского уезда Пермской губернии.
Другой разговор, что был утрачен исторический героический флер, связанный с Оренбургской экспедицией. Не добавит «красоты» в историю села и революционная буря ХХ века – рубцами останутся ныне едва заметные окопы – колчаковские и красноармейские. В осень 1919 года Русская Теча вошла под красным флагом…
Спас над Течей
Родоначальное богатое село, Русская Теча, казалось бы, должна была сохранить церковь – пусть в полуразрушенном состоянии, пусть остовами, поросшими кустарником, как это в других окрестных селах. Но церковь Животворящего Креста Всемилостивого Спаса словно исчезла, растаяла, как туман, как снег весной. Правда, она оставила после себя документальную историю, собранную и рассказанную Н.А. Антипиным.
Первая деревянная Введенская церковь появилась в Русской Тече еще в начале XVIII века, в петровские времена. По меньшей мере, в 1741 году местный воевода подполковник Петр Бахметев сообщал в ответе на анкету историка и путешественника Г. Ф. Миллера: «В оной крепости церковь деревянного строения во имя Введения Богородицы».
В 1815 году теченские прихожане приступили к постройке новой церкви – Спасской. И не предполагали, что ее строительство затянется на несколько лет. Так, только два десятилетия ушло на основные строительные работы. Причем, каждая работа: будь то кладка стен, настилка полов, установка колоколов – тщательно фиксировалась: имя работника и потраченная сумма. Освятили церковь лишь спустя полвека – в январе 1865 года.
Приход отца Владимира
Спасская церковь вышла удивительной. «Храм венчался семью белыми куполами с позолоченными крестами. Три свода церкви поддерживались четырьмя колоннами. Внутри церкви имелись фрески, богатый резной вызолоченный иконостас с 37 иконами. На колокольни размешалось восемь медных колоколов, самый большой из который весил 129 пудов 14 фунтов, что составляет более двух тонн. Перед зданием располагалась площадка, выложенная каменными плитами».
Церковь соответствовала своему приходу. В начале ХХ века, к примеру, население прихода достигло почти 6 с половиной тысяч человек. Кроме Теченского села, за Спасской церковью были «закреплены» жители окрестных деревень: Черепаново, Кирды, Бакланово, Паново.
Сохранила история и имя настоятеля. Более сорока лет прослужил в Теченском приходе священник Владимир Бирюков, выпускник Пермской духовной семинарии. В Русской Тече он имел каменный дом и большую семью в десять детей. Все годы служения он преподавал в сельских училищах Закон Божий.
«Отец Владимир Бирюков скончался в 1916 году и был погребен в ограде храма. На его могиле прихожане успели возвести каменный памятник, как дань уважения и признания заслуг священнослужителя». Его могила исчезнет вместе с храмом…
В конце истории
После революции Спасскую церковь постигла участь многих других храмов. Правда, в 1925 году местный большевистский совет составил подробную опись храма, чтобы передать церковь православному обществу.
Спокойная молитва на фоне советского атеизма длилась недолго. В 1933 году председатель Бродокалмакского районного исполкома Гордеев сообщал комиссии по культуре Уральского областного исполкома: «Русско-Теченская церковь, одна из богатых церквей в районе, закрыта 4 августа 1931 года по решению Президиума РИКа, по которому предложено было общине верующих отремонтировать здание. Община отремонтировать отказалась, служители культа разбежались, церковный совет распался, с момента закрытия церкви религиозные службы не делались и о церкви население уже позабыло…»
Окончательно исчезнет Спасская церковь сразу после войны – на ее месте выстроят двухэтажный дом и сельский клуб.
| |
Просмотров: 1244 | |
Всего комментариев: 0 | |