Главная » Статьи » Отдельные проекты » Путешествие в Танкоград

Ответ музею ЧТЗ по диверсиям

Уважаемая Надежда Артемьевна!

 

К сожалению, мы не располагаем документами, которые могли бы подтвердить или опровергнуть приведенные версии о диверсионных актах со стартерами для КВ и взрывом на ЧТЗ. Но некоторые моменты следует учесть.

 

По стартерам. Они действительно производились в Москве до ноября 1941 года (до эвакуации московского Завода Электромашина в Челябинск). В архивных документах по истории ЗЭМа материалы о пропаже вагонов со стартерами не встречались. В ходе эвакуации, масштабов которой до этого никто не знал, случаи с пропажей оборудования или продукции были нередки. Но в подавляющем большинстве случаев это ошибка в пунктах назначениях, на сортировке составов. То, что стартеры были найдены, а не уничтожены, как раз говорит об ошибке в пункте назначения.

Кстати, до Челябинска эшелоны с ЗЭМа добирались очень медленно, с бесконечными остановками, от 15 до 30 суток. Из Москвы последний зэмовский эшелон вышел 4 ноября 1941 года. Вместе с оборудованием увозили и уже готовые к сборке стартеры – на этом «запасе» завод работал и в 1 квартале 1942 года. Вообще, в объяснительной записке к отчету 1941 года директор завода Макс Аронович Мороз указывал, что значительная часть оборудования и инструмента ЗЭМа на Южный Урал не попала, и поэтому завод не мог начать работу. Оборудование искали, находили на протяжении всей первой половины 1942 года.

В подобной неразберихе, естественно, возникал «призрак диверсии», хотя по факту это доказать практически невозможно.

Сомнение в диверсионном характере вызывает и взрыв двух пустых, а не груженых самолетов. Обстоятельства могли быть самые разные, тем более Москва находилась на осадном положении.

 

По взрывам. В ходе работы над книгой «Государственная безопасность: Три века на Южном Урале» и использовании ведомственного архива с рассекреченными документами, фактов прямого диверсионного акта также не установлено (хотя ряд документов военного периода «закрыт» до сих пор). В Челябинске самый мощный взрыв произошел на капсюльном заводе «Сигнал» весной 1943 года. Один из корпусов буквально поднялся на воздух в клубах дыма и пламени – взорвалась слежавшаяся смесь. В том пожаре погибло 13 человек.

В городе, меж тем, сразу заговорили о спланированной диверсии, на порядок увеличив число жертв. Также ходили слухи, что «диверсанты подкарауливают женщин, идущих с завода, и требуют принести образцы взрывных веществ». После этого случая на всех боеприпасных заводах ввели военный режим, их работникам присвоили звания и они стали считаться мобилизованными на фронт, а на территории предприятий появились воинские гауптвахты – для нарушителей трудовой дисциплины и техники безопасности.

 

Насчет взрыва на ЧТЗ. В открытых документах УНКВД по Челябинской области нет упоминаний о шпионской сети на Кировском заводе. Зато есть разработка уголовной банды под руководством дезертира-капитана, занимавшейся грабежами и изнасилованиями. Рассказывали, что бандиты, если подозревали кого-то в слежке за ними, убивали, скрывая трупы в канализационных колодцах. После получения оперативной информации от УНКВД, первый секретарь обкома Н.С. Патоличев сразу же прибыл на завод и поставил перед танкоградцами задачу самим вынести приговор...

 

Слухи о диверсиях порождали и железнодорожные катастрофы. В Миассе в 1944 году разбилась пассажирская дрезина, которая везла рабочих на «УралЗИС». Причина – неисправность путей, уложенных наспех и размытых дождем.

В Челябинске сошел 10 мая 1943 года, чуть ближе к трамвайному депо, с рельсов эшелон с танками, отправленный на фронт,часть из которых загорелась. Место аварии сразу было оцеплено. Понятно, искали диверсантов, но причиной всему была неисправность пути на высокой насыпи.Эта железнодорожная ветка, связавшая Челябинск и Екатеринбург, была построена еще до революции и теперь не выдерживала многократно увеличившейся массы тяжелых поездов. Причиной аварии также могло стать нарушение скоростного режима, не соответствовавшего состоянию железнодорожного полотна.

 

В целом, повторимся: установить или опровергнуть интернет-версии сегодня практически невозможно. В этом плане резонно подавать данный материал не как достоверный, а как верификативный, возможный. Это ничуть не умалит интерес аудитории к заданной теме.

 

Вячеслав ЛЮТОВ

Олег ВЕПРЕВ

Категория: Путешествие в Танкоград | Добавил: кузнец (09.06.2020)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: