Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » Вокруг "Сороковки"

Караболка

Темная речка

Со стороны екатеринбургской трассы Караболку, берущую начало в болотистом Бугае, и не увидишь вовсе – обычная ложбинка с небольшим ручейком, заросшим камышом и тростником. Ориентир – вырезанный в бетонном листке на постаменте тюбукский бычок, который напоминает о границе районных владений между Каслями и Кунашаком – как раз по этой речке.

Река Караболка

Караболка, правый приток Синары, на разных картах обозначалась по-разному, равно как и деревни на ее берегах: Карабол, Карабалга, Караболак. Первая часть башкирского названия не вызывает сомнения: черный, темный и одновременно чистый. А вот дальше. Одни читают как «булак» - приток, рукав реки, «черная речка»; другие возводят к слову «балга» - название одного из башкирских родов, входивших в катайскую родоплеменную группу.

Увы, к грустной и трагической судьбе Караболки первые ближе…

Ровесница Ивана Грозного

На берегу Черной речки татары поселились много раньше русских колонизаторов. Как пишут исследователи, Татарская Караболка – очень старинная, историческая татарская деревня. По официальным данным татары сюда переселились в 1553–1556 годах с берегов Иделя и Камы, спасаясь от насильственного крещения после взятия Иваном Грозным Казани.

Исторические корни уходят еще глубже. Возле Караболки есть древний курган высотой в пять метров, а диаметром в десять. По мнению В.П. Бирюкова, этот курган является захоронением древних скифов, пращуров татар. Укажут в Караболке и на остатки древней Казанско-Уральской дороги, которую местные называют «дорогой Ермака» - мол, именно здесь шли в Сибирь отряды на помощь Ермаку в войне с сибирским царем Кучумом.

Осевших на тихой речке казанских татар – карабольцев – со временем назовут «мусульманскими староверами»: за суровый, жесткий, но трудолюбивый характер, свободу духа и религиозную совесть. Это позволило первожителям Караболки создать в уральской глуши крепкое хозяйство и вписаться в нормальные отношения с другими народностями.

Мусакай и лапотники

Кстати, о первожителях. Начало заселению карабольских берегов положил татарин Мусса – срубил первый дом-полуземлянку, в ней же дождался своего первенца. Так появилась деревня Мусакаева – ее единственную улицу хорошо видно с шумной екатеринбургской трассы.

Место приглянулось и быстро обжилось. Позднее в истории Караболки появится еще одно имя – некий Зулькарнай, скрываясь от солдатчины, пустил корни в этих местах. И крепко пустил, хотя пришел в одних лаптях – его многочисленные потомки отстроились вокруг базарной площади. На нижних улицах поселились выходцы из казахских степей, на верхней стороне – уфимские татары. В общем, деревня оказалась большой и пестрой.

Караболка

Русские появятся на этих берегах во времена подъема Кыштымского и Каслинского заводов. Нарушать татарский уклад не станут – поселятся в шести верстах выше по течению  реки. Сегодня уже трудно установить, была ли Русская Караболка свободной деревней или крепостной, как соседние Тюбук и Куяш. Называется и разное число дворов: у одних исследователей – 137 дворов, у других – 300. Зато известно однозначно – Русская Караболка уйдет в никуда после взрыва 1957 года…

Жить да добра наживать…

«Караболка Татарская – весьма большая деревня в Екатеринбургском уезде, на речке Караболке, по левую сторону тракта, ведущего из Екатеринбурга в Челябу, - писал в 1873 году в Географическом и Статистическом словаре Пермской губернии Н. Чупин. - По сведениям 1869 года жителей 2,027; дворов 270. Мечеть. Волостное правление. Хлебные базары. Жители мещеряки-магометане…»

В Караболке

Сами карабольцы с гордостью пишут, что их деревня испокон веков слыла богатой, просвещенной и мастеровой, славилась своими базарами и лавками. Процветали ремесла в Караболку часто приезжали из других сел, с заводов, чтобы сделать заказы плотникам, строителям, кожных дел мастерам, текстильщикам, вышивальщицам и даже ювелирам. И сегодня в Караболке можно найти то, что в других деревнях уже исчезло: например, упряжь для лошадей, сбрую и прочее крестьянское добро.

К слову, к 1957 году на берегах Караболки проживало более 4 тысяч человек, а деревня тянулась почти на пять километров.

… молиться…

Чтить законы – и мирские, и религиозные… Кажется удивительным, но первая мечеть в Караболке, как рассказывают сами жители, появилась еще в петровские времена – в 1717 году, и, судя по всему, была одной из старейших на Южном Урале.

Еще в карабольских устных сказаниях бытует история об одном религиозном деятеле, который, не поладив с уфимскими религиозными властями по поводу святости и понимания канонов, перебрался из Уфы в Караболку по личному разрешению Екатерины II, где и попытался создать духовный мусульманский центр, альтернативный Уфе.

«Многие мечты этого религиозного подвижника не сбылись, но в конце XIX века Караболка стала центром большой Карабольской волости с четырьмя мечетями и медресе, - рассказывают жители. - Наши люди не пили и не курили, жили в согласии со своей совестью и властями, в терпимости и гармонии, когда душа должна быть смиренна по отношению к власти, тело должно соразмерять свои желания с совестью и подавлять низменные человеческие страсти…»

В 1930 годах мечети постигла та же участь, что и православные церкви: органами НКВД священнослужители были арестованы и увезены в неизвестном направлении, минареты снесены, библиотека уничтожена, а здание переделано под склад и мастерские. Лишь в 1990 г. прихожане на свои средства и своими силами восстановили мечеть, а в 2009 году воздвигли новый минарет, видимый за несколько километров…

Мечеть в Караболке

…да учиться

Караболка была достаточно образованной деревней. В отчетах Екатеринбургской земской управы есть упоминания, что в 1896 году в Караболке существовали два медресе, по числу приходов, в первом училось около 50 мальчиков, а во втором около 30. Медресе были небольшими – «в одну избу всего». Земских чиновников, бывавших в Караболке, поражало, что и мальчики, и девочки достаточно бойко говорили и по-татарски, и по-русски, и на «вопросы отвечали толково».

Тем не менее, открыть мирскую русско-башкирскую школу долго не получалось – сельский сход каждый раз отказывался «от услуг учителя», а «заправляли неприятием школы местные муллы». Здание земской одноэтажной школы было построено лишь в 1912 году. Как рассказывают старожилы, в добрые времена в местной школе обучалось 800–900 детей, почти каждая семья дала специалиста с высшим образованием.

«Добрые времена» - до 1957 года…

В буром тумане

Будущее Татарской Караболки казалось прекрасным – в советские годы здесь был крупный колхоз, председатель которого гордо проезжал по деревне на служебной «Победе», выделенной за особые заслуги. На небольшой горе Кытекай праздновали Сабантуй и определенно надеялись, что Караболка выиграет соперничество с Кунашаком на право быть райцентром.

В Караболке

Воскресный день 29 сентября 1957 года спутает все карты, и все надежды рухнут в одночасье.

В уборочную деревня не отдыхает. Вот и в день взрыва большинство селян было в поле, на огородах – собирали картошку. Люди рассказывали – им показалось, что наступил конец света. Со стороны «Сороковки» прямо на деревню наплывало темно-бурое облако, отсвечивающее пламенем. Собаки начали выть, а журавли, пролетавшие над деревней, судорожно кружить и сбиваться с пути. Через некоторое время и у взрослых, и у школьников в поле носом пошла кровь, закружилась голова, началась рвота, кто-то потерял сознание. Побросав работу, все поспешили домой: закрывали окна, спускались в погреба – вот только от радиации не спрячешься…

Кирпичи и саженцы

Русскую Караболку, которая находилась ближе к эпицентру взрыва, бурое облако накрыло сразу же. Выселяли деревню стремительно, забивали скотину, рыли траншеи, куда бульдозерами сваливали крестьянские избы и всю утварь. Затем под присмотром милиции и военных, руками карабольцев была разобрана церковь, а годные кирпичи перевезены в Татарскую Караболку – на постройку фермы. Стоит ли говорить, что затея с фермой не удалась – весь скот вымер.

Руины свинофермы, построенной из кирпича разобранной церкви села Русская Караболка

Весной 1958 года к разрушенной Русской Караболке стали свозить… саженцы деревьев – «для того, чтобы не лезла в глаза разворошенная пустошь брошенной деревни». Все работы проводились лишь по устным распоряжениям – никаких приказов на бумаге…

Как вспоминали жители, «для посадки каждый день пригоняли школьников из Карабольской средней школы. Больно было смотреть на одежду и обувь этих простых и исполнительных деревенских детишек послевоенных лет. Маленькие дети бегом подносили саженцы, а более старшие специальными лопатками засаживали их обычно голыми руками в траншеи, которые готовил тракторист из Татарской Караболки. Там же дети и обедали, пили воду из речки…»

Дети на берегу Караболки

Забытые государством

Почему Татарская Караболка осталась не выселенной? – ответить сложно. Местные жители в один голос говорят, что их оставили на зараженной территории «для эксперимента», чтобы выяснить – как поведет себя человеческий организм в условиях радиационного заражения.

После взрыва болезни захлестнули Караболку – раковые опухоли поражали руки, ноги, желудок, сопровождаясь головными болями и ломотой суставов. Беда приходила и с берегов реки – даже прополоскать белье иногда стоило человеку жизни: тело, мясо буквально живьем отделялось от костей, причиняя невыносимую боль. За неполные 30 лет с момента взрыва большинство жителей Караболки, ставшие его свидетелями, тихо и медленно переселились на местное кладбище…

Лишь несколько тогдашних детей, вкапывавших саженцы, ныне чудом смогли добиться, через сложные судебные разбирательства, статуса ликвидатора и получить от государства скромные пособия на свои болезни. Сегодняшняя Караболка, с возрожденной мечетью, отличается от других соседних сел – красит дома, крыши, заборы и палисадники в яркие цвета, словно пытаясь спрятать за этим радостным разноцветьем свою печальную историю…

В.Л.

Категория: Вокруг "Сороковки" | Добавил: кузнец (29.11.2015)
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: