Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » По северным селам

Усть-Багаряк
Синарские излучины
 
С Синарой мне довелось познакомиться еще в юности, когда приехал учительствовать в небольшое село на севере области. Зимой эта речка – лишь небольшой ручеек, который после моста или переката сразу прячется под ледяную корку. Летом речка бежит, извиваясь и словно переключая скорости: то медленно по илистой равнине, то ускоряясь между камней.
 
 
К ней не так просто подойти – часто берега заболочены, покрыты боярышником или густым тростником. Поэтому «люди здесь редки и в одиночку». Вниз по течению берега становятся все круче, с множеством камней, скалистым выходом известняка. Река словно рисует узор, извивается змейкой – от излучины к излучине – и несет свои воды к Тоболу.
 
На берегу у священной воды
 
Тайну названия реки Синара вряд ли удастся разгадать (как и речки Санарка, что на триста километров южнее, в районе Пласта). Предполагают, что название финно-угорское и с языка коми переводится как «ключевая родниковая река».
 
Между тем, человечество знало о Синаре еще задолго до коми. В. Поздеев считает, что по этой реке проходил древнейший караванный путь с востока на запад. С многоводной сибирской равнины, с Тобола по Синаре «волочили» грузы к водораздельному и невысокому хребту Теплые горы, что в районе современных Каслей и Снежинска. А затем, перевалив через него, спускались по Нязе и Уфе уже в бассейн реки Камы.
 
Кстати, в XVIII веке заводские рудознатцы не раз натыкались на остатки древних городищ, уже разработанные рудники и даже остатки домен.
 
Багарякские городища
 
Сразу после Великой Отечественной войны, в 1947 году, Владимир Павлович Бирюков открыл на реке Багаряк, левом притоке Синары, такое городище. В ходе раскопок были обнаружены остатки бревенчатого укрепленного жилища, обмазанные глиной. С трех сторон в скале были вырублены водоотводы, найдены следы древней керамики.
 
Позднее было открыто Дальнее Багарякское городище с полукруглым выступом, похожим на бастион – образчик древней фортификации. В культурном слое VI–V вв. до н. э. нашли обломки сосудов, «пряслицы», каменные отбойники, абразивы, грузила для сетей, штампы для орнаментов. Были «металлургические» находки: фрагменты тиглей, льячек, воздуходувных сопел, медных литников и форм для отливок.
 
Тайный народ, «подземный», как о нем пишет Павел Бажов, получил название «иткульцев» (есть на севере области озеро Иткуль). Следы иткульской культуры будут повсюду: по Синаре и Багаряку, на озерах Сунгуль, Синара, Касли, Иртяш.
 
Уральская Мещера
 
Здешние земли хранят не только тайну древних иткульцев. Совсем недавно, всего лишь век назад, здесь «потерялся» еще один народ. Междуречье Синары и Багаряка – самый настоящий, исконный мишарский куст.
 
Единого мнения о происхождении мишарей нет, но самым распространенным является предположение, что они восходят к «отюреченному» финскому племени мещеряков, что жило в районе Оби, в Казанском ханстве, рядом с мордвой и чувашами.
 
История Мещеры, удивительно красивого края, описанного К. Паустовским, драматична по-своему. Во времена Ивана Грозного, взявшего Казань, началось их «крещение». «Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, - пишет краевед Александр Моисеев. - А оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари».
 
«При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, - свидетельствует И.Ф. Бларамберг, который в 1840-х годах служил в руководстве Оренбургского края. - Но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность…»
 
Реконструкция быта
 
Весь Багарякский куст вышел «не таким». Как рассказывает А. Моисеев, по внешнему виду мишари похожи на казанских татар, хотя обычаями и характером ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Мишари рано оставили кочевой образ жизни, осели, обзавелись хозяйством. Мещеряцкие деревни, как правило, хорошо обустроены, они чище и удобнее.
 
«Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении». В могилу кладут прут, детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие…»
 
Еще одним языческим отзвуком была и древняя сакрализация камня.
 
Махади-Таш
 
Самый известный на Южном Урале священный камень – Махади-Таш – находится всего в двух километрах от Усть-Багаряка, на излучине Синары, у большой поляны. Правда, чудес он совершает немного: например, в засушливые дни помогает с дождем.
 
 
О святом Махади говорят, что он происходил из татар-мишар, хотя и не знают: существовал ли он реально. Зато легенда красивая. В один из жарких солнечных дней Махади спустился с небес на камень у реки и совершил обряд омовения. А на камне остались следы его босых ног и отпечаток кумгана – молитвенного кувшина с узким горлышком и длинным носом.
 
Со временем следы на камне расплылись и потеряли форму, хотя и по-прежнему угадываются. Также по-прежнему, как рассказывают в Усть-Багаряке, святой камень приносит долгожданный дождь…
 
Село как село
 
На реке Синаре Усть-Багаряк – самое крупное село. Оно словно обнимает петляющую реку, которая здесь становится широкой и даже расходится на рукава, по обоим берегам. Село обычное, с привычным крестьянским укладом; здесь нет чувства «оставленности», как в Новобурино или Береговом, подсобных хозяйствах закрытых городов. Хотя брошенные дома есть – как и везде: люди уезжают за лучшей жизнью.
 
Раскрасить обыденную сельскую жизнь сложно, но можно. В Усть-Багаряке, например, есть «вышитый дом», который не спутаешь ни с одним другим и о котором много говорили в новостях - дом Алсу Гатиатуллиной. Цветные панно в виде экзотических птиц и дельфинов на его стенах выполнены из… крышек от пластиковых бутылок, которые крепятся к фасаду маленькими гвоздиками. Кстати, в селе знают, что крышки от «полторашек» выбрасывать никак нельзя – их нужно нести хозяйке вышитого дома.
 
Школа в Нижней
 
Сердцем любого села всегда была школа. Удивительное дело, но несмотря на трехсотлетнюю историю Усть-Багаряка, именно школы здесь не было очень долго. Первая школа появилась лишь в 1922 году, да и то по соседству – в деревне Нижняя.
 
Ее организовал Жамалый Камалов, о котором усть-багарякцы вспоминают с теплом. Десять лет потребовалось директору, чтобы школа стала семилетней. Единственная во всей округе, она принимала детей из окрестных деревень. Судьба основателя Нижнедеревенской школы затеряется в ворохе репрессий – в 1937 году Ж. Камалова арестовали, как врага народа.
 
В самом Усть-Багаряке школу построят дважды. Первый раз – в начале 1950-х годов; второй – уже на излете советской эпохи, в 1983 году. Как говорится, с современным просторным трехэтажным зданием успели вовремя…
 
Мост Эльзы
 
В новостных лентах уральские села – нечастые гости. Современный Усть-Багаряк, к примеру, отличился тем, что здесь впервые стали устанавливать на вышках видеокамеры противопожарного наблюдения за лесами. Еще Усть-Багаряк отличился тем, что здесь, на границе трех областей, появилось свое «народное ополчение» - дружина, вооруженная в основном дубинками, - чтобы хоть как-то остановить кражи скота заезжими ворами.
 
Но, пожалуй, главное, что удалось сделать за последние годы, - это выстроить новый мост через Синару. Его открывали под Новый 2010 год всем селом – с непременным Дедом Морозом, Снегурочкой, музыкой вперемежку со снегом, с горячим чаем и домашней выпечкой.
 
 
Новый мост сразу окрестили «мостом Эльзы» - по имени главы сельской администрации Эльзы Газизовой. Именно она вместе с ветеранами села «продавила» средства на строительство моста у губернатора области Петра Сумина, занималась с проектировщиками и подрядчиками.
 
Эльзе Рахимовне уважения не занимать. Коренная усть-багарячка, она преподавала историю в школе, затем два десятилетия жизни посвятила обустройству родного села – например, привела в порядок зал бракосочетания, ввела премию, пусть и небольшую – в тысячу рублей – за рождение ребенка; объединила в общую сеть 11 сельских клубов и шесть библиотек; добилась выделения средств на ремонт межпоселковых дорог – а было время, когда приходилось запрещать по ним возить детей в школу. Да и непутевых земляков тоже воспитывать приходится – чуть ли не на правах муллы, заставляя давать обещание исправиться не просто так, а на Коране. Так что новый именной мост в Усть-Багаряке вполне оправдан…
 
В.Л.
Категория: По северным селам | Добавил: кузнец (21.10.2015)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: