Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » Несекретная история: Трехгорный

Трехгорный (часть седьмая)

Голуби…

Было бы неверно представлять, что жизнь закрытого города была «упакована» в мундир и застегнута на все пуговицы. Она была созвучная жизни страны. В 1957 году, к примеру, когда в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи студентов, в «хозяйстве Володина» устроили свой фестиваль, украсив весь поселок флажками и устроив большой самодеятельный концерт на стадионе. Инициатором был первый секретарь горкома комсомола Алексей Свистов. Благодаря ему в Трехгорном появились… сизые голуби.
- Организаторам хотелось красиво и эффектно выпустить птиц в небо, - вспоминает ветеран завода Л.П. Щедрин. - Никаких голубей в ту пору в поселке не было. И тогда Алексей Свистов договорился со своим коллегой из Аргаяша, погрузил клетки с птицами в грузовик с тентом и привез на берега Юрюзани. К этому времени во дворе школы № 106 была подготовлена голубятня. Вот только с размерами не угадали – в голубятню могло вместиться два десятка голубей, а Свистов привез две сотни. Пока голубей пересаживали, большая часть улетела, облюбовав чердаки домов. После праздника к своим собратьям присоединились и остальные…

Голуби на площади Ленина

…ракеты…

Был свой колорит и в городских праздниках. При всей похожести советских демонстраций, в Трехгорном нашли свою изюминку. Например, кульминацией праздника 7 ноября был запуск большой ракеты, наполненной гелием. Кто придумал этот грандиозный аттракцион на площади перед полукруглым домом с колоннами – уже не установить. Но весь город буквально жил ожиданием: полетит ракета или нет? Бывали случаи, когда она кувыркалась на старте, «весело распугивая» всех вокруг. После красочного старта вслед за ракетой улетали в небо воздушные шары.
А.Г. Потапов присутствовал абсолютно на всех праздниках и не сходил с трибуны до тех пор, пока не пройдет последняя колонна. Говорил обычно без подготовки, кратко, просто, но душевно. К слову, затея с гелиевой ракетой воплотилась с его подачи – в обход режима секретности…

На демонстрации

…и восьмое чудо света

Необычный подход к обычным вещам оказался хорошо виден со стороны - при подъезде к городу глаза сразу цепляются за высокую башню, увенчанную шаром, похожую больше на обсерваторию или космический объект, сбежавший из «Звездных войн». Правда, сами жители Трехгорного, уже привыкшие к этому сооружению, иронично назвали ее «чупа-чупсом», как только эта карамель попала на отечественный рынок.
«Ларчик» открывался просто. В начале 1980-х годов, когда стартовала многоэтажная застройка, сразу же возникла проблема с обеспечением водой. Решить ее надлежало обычной водонапорной башне. Изначально ее проект был стандартным и чисто техническим. По всей стране стоят подобные башни, зимой обрастая ледяными шапками и имея крайне неприглядный вид. Ставить подобное 40-метровое «безобразие», да еще на самой высокой точке, откуда оно видно всей округе, в том числе с федеральной трассы «Урал», напрочь запретил А.Г. Потапов.
Стали думать над новым проектом, попутно решая техническую задачу отведения конденсата, чтобы не было наледи. Потапов сам предложил решение – не только утеплить башню, но и увенчать ее шаром-куполом. Выполненный из алюминия, шар диаметром восемь метров идеально лег на основание, словно там всегда и был.

Башня в 1980-е годы

Интересных решений при строительстве башни было немало. Например, внутри башни вокруг трубопровода смонтировали винтовую лестницу по образцу приморских маяков. Устройством шара решили проблему с конденсатом: листы алюминия на нем предварительно прошли полировку гальваническим методом. В итоге шар хорошо отражал солнечные лучи, и корпус не нагревался.
В 1985 году удивительный «космический объект» был сдан в эксплуатацию. В списке «десяти чудес Челябинской области» башня в Трехгорном значится под номером восемь.

Башня на закате

Памятные места

В городском пространстве должны быть свои «реперные точки», свои памятные места.
Одним из самых первых памятников в Трехгорном стал небольшой трехметровый обелиск в память партизан времен гражданской войны. В конце 1950-х годов по инициативе комсомольцев за счет сбора металлолома были получены средства на строительство. Еще через десятилетие площадь с памятником партизанам преобразилась. Вверх вознесся 11-метровый трехгранный обелиск из нержавеющей стали, а рядом был установлен монолит из бетона. На открытие памятника пригласили старожилов Юрюзани, которые были свидетелями драматических революционных лет.

Памятник красным партизанам

В 1972 году, накануне празднования двадцатилетия города, на самом высоком месте первой улицы Строителей – на Утесе – был возложен камень-обелиск из мрамора с надписью: «Здесь будет установлен монумент первостроителям». Рассказывают, что во время установки обелиска молодежь того времени заложила под камнем капсулу с посланием для будущих поколений. В новейшей истории города, когда обновлялся Сквер первостроителей, капсулу времени тронуть не решились, отложив этот момент до столетнего юбилея…

Триста ступеней…

Есть много символичных вещей, которые со временем становятся обычными. Аллегорией «восхождения к городу» стала… лесная тропинка, которая поднималась от заводского моста через реку Юрюзань вверх к городским улицам по крутому склону утеса.
Ветераны вспоминали, что когда еще не было деревянной лестницы по оврагу, то они ходили на завод по тропинке. «Зимой по снегу было очень трудно подняться в гору. Наверху росла большая сосна, к которой специально привязали толстую проволоку». Шли гуськом, придерживаясь за нее. Иногда шутники, идущие первыми, отвязывали проволоку – и остальные катились кубарем в сугробы. Среди них, кстати, оказывался и грузный Володин, который хохотал больше всех…

Лестница к ПСЗ

В середине 1960-х годов началось строительство бетонной лестницы через городской парк до заводского моста. Ее проект был выполнен инженером проектного бюро отдела капитального строительства В.С. Мазурко и до сих пор считается безупречным. В итоге заводская лестница в триста ступеней протянулась на 256 метров. Завершить подъем по ней, да еще после рабочей смены – заводчане чувствовали себя победителями…

…к богине Победы

Ника – богиня Победы – долго шла на свой постамент в городском парке Трехгорного. Еще в 1965 году к 20-летию Победы в городском парке установили временный камень в честь будущего монумента. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Строительство монумента застопорилось, и каждый праздник горожане ходили «поклоняться камню».
В итоге на сессии городского совета было принято решение завершить начатое. Главная трудность состояла в поисках скульптуры. Рассматривалось несколько вариантов, в том числе фигура солдата с ребенком на руках. А.Г. Потапов позвонил известному скульптору Льву Головницкому, автору памятника «Орленку» в Челябинске, с которым был лично знаком, но тот ответил отказом, так как уже был занят подобной работой.
- После многочисленных исканий и переговоров, нам взялась помочь жена Льва Головницкого Энрика, также скульптор. При первой встрече с Потаповым она высказала разумную мысль: на месте Трехгорного в годы войны была глухая тайга, с этой земли никто не уходил на фронт и никто сюда не возвращался, поэтому военная тематика не совсем уместна. Нужно что-то аллегорическое, символизирующее Победу. Так и появилась богиня Ника – женщина с распростертыми вверх руками, над которой сияет орден Победы и звезды праздничного салюта.
В 1985 году на 40-летие богиня Победы Ника, целиком рожденная в заводских цехах, взошла на свой постамент…

Богиня Победы "Ника" в Трехгорном

Красота в мелочах

«Красота в мелочах» - это, пожалуй, одна из самых важных «городских интуиций», способная на расчерченном в строгую клетку тетрадном листе нанести не только свою градостроительную геометрию, но и изящный рисунок, виньетку, вензель. Поэтому неудивительно, что у того же А.Г. Потапова особое внимание и восхищение вызывали красиво и с любовью выполненные малые архитектурные формы, памятные места и скульптуры, организующие городское пространство.
- Он обладал редким даром эстетики, культуры, дизайна, - вспоминал почетный гражданин Трехгорного В.Т. Малыхин. – Прежние цеха, больше похожие на большие сараи, при Потапове превратились в производственные дворцы, выложенные с применением мрамора, гранита, стекла и метлахской плитки, с польскими шкафчиками и зеркалами. В городе ни один дом не строился без его участия. Даже с заборами была своя история. Как-то А.Г. Потапов забраковал эскиз ограждения возле детского сада, назвав его скучным. В итоге на заборе металлические пруты изогнули так, чтобы они были похожи на мальчиков в шортиках и девочек с бантиками…

Фонтан на центральной площади

Город с иголочки…

Архитектор и руководитель объединения художников «Радуга» А.М. Долбня вспоминал, как его, молодого выпускника Московского архитектурного института, поразило большое количество изданий по архитектуре в технической библиотеке. Затем узнал, что перед поступлением в библиотеку, журналы попадали сначала на стол директору, и он их внимательно изучал.
- У Александра Георгиевича была еще одна практика: где бы он ни бывал, он привозил с собой фотографии зданий, остановок, стендов, даже клумб и фонтанов. Затем созывал строителей, архитекторов и художников – и вскоре подобное появлялось у нас в улучшенном виде. Также директор выступал арбитром в баталиях между проектировщиками и строителями.
А.Г. Потапов словно проецировал достижения других на развитие своего города, переплетал их, мечтая «выстроить с иголочки самый лучший город». Он был эстетом – в здравом смысле этого слова, не рафинируя вещи, которые его окружали; ценил красоту и функциональность.
А следом и весь город, поддаваясь природной красоте здешних мест, воспитывал в себе вкус к эстетике, чистоте, изяществу.

…и жители тоже

Тон задавал и сам Александр Георгиевич – даже своим внешним видом. В отличие от К.А. Володина, он внимательно относился к одежде – особенно в «парадных случаях», на больших совещаниях и важных встречах. У него был темно-синий костюм с иголочки, на левой стороне пиджака – звезда Героя Социалистического Труда.
Он вообще всегда выглядел ухоженным и требовал, чтобы работники следили за собой, были опрятными. Маленькая деталь: график смены спецодежды соблюдался на заводе неукоснительно – не приведи бог увидеть работника в грязном халате или неопрятной обуви!
«Встречают по одежке» - это было одним из директорских правил. А.Г. Потапов понимал важность представительских расходов – особенно если кто-либо из заводчан едет на большие форумы: например, делегатом на съезд комсомола. Естественно, выбирали достойных – всем цехом, всем заводом. А дальше был поход выбранного делегата на склад отдела рабочего снабжения, где по распоряжению директора его одевали «от носков и до висков».
- Костюмы, туфли, дубленки, рубашки и, как верх благополучия, ондатровая шапка – все должно быть достойно, - вспоминали ветераны. – То же самое делалось для спортсменов, когда их отправляли на соревнования представлять наш город…

День знаний в Трехгорном

О цветах и свободе

В собственном почерке Трехгорного был еще один легкий, свободный «завиток» - город словно утонул в зелени и цветах.
Когда-то известный индийский поэт Рабиндранат Тагор очень точно высказался на эту тему: «Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы».

Заводоуправление ПСЗ

В отношении Трехгорного эту мысль нужно принимать буквально. Уважение к людям, знавшим толк в цветах, подчеркивалось даже внешне. Однажды в 1971 году на аэродроме в селе Тюбеляс к самолету подъехала черная директорская «волга» - встречать выписанного из Свердловска специалиста по ландшафтному дизайну. «Высоким гостем» была Людмила Петровна Князева, которой надлежало разбить зимний сад в только что построенном Дворце культуры «Икар».

Кедры и ели

В «зеленой работе» были свои предпочтения. Так, слабостью А.Г. Потапова были голубые ели, которые он сам и высаживал. Целую аллею елочек посадили на первой площадке, часть саженцев директор велел передать в город – так они появились перед зданием горисполкома (администрации). Рассказывают, что А.Г. Потапов был взбешен, когда под Новый год один «смельчак» срубил ель – его нашли, и течение суток нарушитель был выдворен из города.
Вслед за директором и сами заводчане быстро вошли во вкус, приводя в зеленый вид даже технические насыпи возле сборочных цехов – «обваловки».
- На этом «верблюжьем горбе» было решено высадить кедры и разбить клумбы, а также высадить барбарис, который бы живой изгородью закрывал всю эту неприглядность, - вспоминает ветеран завода Г.М. Максименко. - Барбарис прижился сразу – краснолистный, сортовой, он был привезен из питомника. Весной он цвел желтыми цветами, а к осени был усыпан красными сережками ягод. Кедры оказались более капризными, но мы каждое утро отливали их перед сменой. Все пространство между деревьями засадили газонной травой – так называемым «альпийским лугом». В итоге все склоны «обваловки» покрылись сплошным цветочным ковром, над которым кружили пчелы и мотыльки. Кедры растут до сих пор – стали большими деревьями, превратившись в светлый и величественный бор.

Трехгорный в мае

Клумбы и аллеи

- С наступлением весны у нас начиналась работа по планировке и благоустройству территории, - рассказывает Л.П. Князева. – Все проекты клумб и размещения деревьев и кустарников Александр Георгиевич просматривал и утверждал лично.
В городе было множество цветов, и со временем сложилась своя семенная база. Рассаду выращивали десятками тысяч корней. Одних только хризантем было более 50 сортов, а еще каллы, флоксы, тюльпаны, георгины и розы, которые директор особенно любил. Под заводские теплицы-оранжереи отвели площадь в два гектара. Среди теплиц была и директорская.

Трехгорный осенью

Жители города и сами загорались «зелеными идеями». В Трехгорном есть аллея Молодогвардейцев на улице Островского возле Дома радио, одна из любимых аллей горожан. Но ее могло и не быть. В середине 1970- годов на этом месте были небольшие саженцы, неприметные, некрасивые. У городских властей была идея на месте молодого сквера, еще не принявшего свои очертания, построить то ли жилой дом, то ли коммуникационные сети.
Этому воспротивилась Клавдия Андреевна Деревянко, руководившая клубом «Салют» при ЖЭКе № 3. И добилась своего – аллею было решено сохранить. В свое время деревца были посажены в память легендарных героев Краснодона, и каждое дерево было именным. Клавдия Андреевна дважды в год собирала своих ребят, подростков, которые безропотно оставляли свои дела и вооружались инвентарем. Аллея поднялась и сегодня служит украшением города…

Трехгорный зимой

В.Л.

Читать дальше: Трехгорный (часть восьмая)

 

Категория: Несекретная история: Трехгорный | Добавил: кузнец (06.11.2019)
Просмотров: 800 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: