Главная » Статьи » Южноуральский биограф » Классики (XVII-XX вв.) |
ПОКРОВСКИЕ (статья четвертая)
ЛОМАЯ СТЕРЕОТИПЫ
«Новая Америка» в долине реки Миасс многим не давала покоя. Особенно, журналистским умам. Показательна заметка в одном из номеров «Екатеринбургской недели» за 1896 год: «Начало декабря 1895 года. Станция Екатеринбург. На перроне железнодорожные чиновники, купцы, нарядно одетые дамы, военные. Оживление на вокзале – отходит первый поезд на Челябинск… Декабрь 1895 года. Станция Челябинск. Некоторая кучка людей собралась на платформе в ожидании первого поезда по вновь открытой для «правильного» движения ветви от Екатеринбурга. Не видно особого оживления, ни говора. Все так, как будто ничего нового не предвидится. Невольно западает в душу уныние… Челябинцы, мир вам! Спите тем сладким сном, от которого никто и ничего не пробудит…»
И вправду, челябинцам предстояла немалая работа над собой. Но теперь, оказавшись в узле трех железнодорожных линий: Самаро-Златоустовской, Пермской и Сибирской – у Челябинска появилась реальная возможность преодолеть косность в характере и заявить о себе в полный голос. Это и было сделано. За четверть века удалось в корне изменить ситуацию – с Челябинском стали считаться.
Да и как иначе! В 1896 году, к примеру, в городе появились первые заграничные конторы и фирмы, которые экспортировали твердые сорта сибирской пшеницы: французская компания «Луи Дрейфус», английская «В.Г. Миллер». В 1899 году в Челябинск была переведена из Тюмени таможня 1 класса, через которую проходил чай. Город сразу стал известной на всю страну чайной «перевалкой» - здесь располагались склады всех крупных столичных чайных фирм.
В 1900 году близ второй версты Омской железной дороги (направление на Курган) был устроен и первый промышленный холодильник для скоропортящихся продуктов со специальным оборудованием для засолки мяса.
Преображался и сам Челябинск. Население города с приходом железной дороги выросло в пять раз. Рядом со станцией возникло сразу несколько крупных поселков со знаменитой Переселенкой во главе. В Челябинске начался первый масштабный строительный бум, а следом потянулись вверх все сферы социальной жизни: образование, здравоохранение, культура…
В этом преображении братья Покровские будут участвовать и своим личным рублем. С именем Владимира Корнильевича Покровского связано, например, такое значимое место в Челябинске, как городской сад имени А.С. Пушкина – на его открытие В.Г. Покровский пожертвовал 400 рублей.
Одной из важных инициатив В.К. Покровского станет и открытие в 1909 году первой Торговой школы. Владимир Корнильевич лично изложил суть учебного заведения: «Оно имеет целью дать учащимся коммерческое образование, подготовить их к коммерческой деятельности, к службе в торговых промышленных учреждениях». Так что первая на Южном Урале «маркетинговая специализация» в сфере образования принадлежит Покровским…
«ХЛЕБНЫЙ» ХЛЕБНЫЙ БИЗНЕС
Впрочем, филантропия возможна лишь при наличии средств – без денег любить стороннего человека трудно…
Было бы наивным считать братьев Покровских людьми, которые считают «зазорным» брать выгоду там, где ее увидят. Деловая хватка была жесткой, и «свой карман» не оставался без пополнений. В итоге исследователи воспринимали Покровских как семейную фирму с «дворянским лицом», но с «предпринимательским оскалом капитализма». Иными словами, сплошной «Вишневый сад».
Но какими бы маркерами Покровские ни обозначались, авторитет их был значителен: как среди купечества и предпринимательства, так и среди простолюдинов; как среди мещан, так и в научной, интеллектуальной среде. Что же до бизнеса, то он по определению «беззубым» быть не может.
После введения казенной винной монополии, когда была утрачена одна из существенных доходных статей, Покровские не опустили руки и сделали главную ставку на хлеб и все, что с ним связано. В хлебном вопросе Покровские и их коммерческий партнер М.Н. Крашенинников просто идеально, на уровне «высшего пилотажа», реализовали практику «коммерческого слома» - разницы тарифов на перевозку зерна.
Идея коммерческого слома заключалась в следующем. Обычная система тарифов на перевозки предполагала, что чем дальше был адресован груз, тем ниже была оплата за пудо-версту. Но с увеличением объемов производства зерна, для сибирского хлеба была принята специальная система исчисления тарифов. Плата начислялась по верстам до Челябинска, а далее за грузы, идущие на запад, тариф начислялся вновь – как если бы зерно отправляли из Челябинска.
Принятие «фиктивности перегрузки» в Челябинске сибирских грузов как расчетной основы для начисления тарифа придавало городу характер «внутренней таможни» и вело к удорожанию сибирского хлеба на 10-12 копеек за пуд. Если учесть, что на землях, «привязанных» к Великому Сибирскому пути, производилось более 15 млн. пудов товарного хлеба, то сумма окажется весьма значительной.
Естественно, у такого решения был свой высокий покровитель – С.Ю. Витте. И идея Челябинского тарифного перелома была реализована практически сразу после приезда С.Ю. Витте на Южный Урал в «Михайловскую экономию Покровских».
Тарифный перелом был очень выгоден для Челябинска. Выгоду получали и все районы в радиусе двухсот верст от города. Более того, чтобы избежать «наложения на тариф», в Челябинский уезд многие иногородние предприниматели стали переводить свои капиталы, в том числе и из Екатеринбурга. В целом, мощное развитие зернового хозяйства стало тем ключевым звеном, за которое можно было вытащить всю цепочку экономики Челябинска. Обилие зерна вызвало бурный подъем животноводства и маслоделия. И в этом направлении у Покровских был хороший задел, отработаны связи, как в России, так и за рубежом.
БИРЖЕВАЯ ВЕДОМОСТЬ
С середины 1890-х годов положение и статус Челябинска становится совершенно иным. Стук колес Транссибирской магистрали расшевелил огромный землевладельческий район, заставил по-иному взглянуть на организацию торговли на местах. Прежняя рыночная анархия с бесконечным числом перекупщиков, посредников, стихийным товарооборотом становилась серьезным тормозом динамичного развития города. Осуществить упорядочение сделок и наладить цивилизованную координацию торговли можно было лишь через создание биржи.
В Челябинске идея создания биржи вызревала во многих головах. Братья Покровские также считали эту идею перспективной, делились ей в дружеских разговорах, на деловых встречах и обедах. «Материализация» идеи произойдет в 1901 году, когда двенадцать крупных промышленников и торговцев обратились к городскому голове со следующим прошением:
«Милостивый государь! Честь имеем покорнейше просить Вас не отказать довести до сведения Думы о необходимости открытия биржи в Челябинске, не имея которой интересы общей торговой промышленности этого края в настоящее время сильно страдают, почему и приходится нести большие потери. Смеем надеяться о принятии Вами горячего участия в просимом нами деле, нужного для общей пользы коммерческого класса».
Открытие биржи – процесс не быстрый, тем более людей, искушенных в биржевых делах, не было. Можно сказать, что Челябинская биржа создавалась путем огромного самообразования предпринимателей. «Двигателем» в создании биржи станет городской голова, доктор медицины Александр Францевич Бейвель, человек цельный, твердый, умеющий отделять зерна от плевел и достигать нужного результата. Безусловно, он действовал в тесной связке с Владимиром Корнильевичем – одного желания или азарта в таком деле мало: нужно четкое юридическое и экономическое обоснование каждого пункта, каждой бумаги.
При разработке челябинского Устава, кстати, был задействован опыт Омской биржи. В начале 1905 года весь пакет документов по бирже, подготовленный в самом надлежащем виде, был отправлен в Санкт-Петербург на рассмотрение императора. Однако Николай II утвердил Устав биржи лишь 26 декабря 1905 года (8 января 1906 года): «Государь Император Устав сей рассматривал и Высочайше утвердить соизволил…»
Открытие биржи сулило хорошие перспективы и, в принципе, гарантировало предпринимателям определенную защиту. В частности, с образованием биржи можно было юридически защищать все сделки. При бирже появилась специальная Арбитражная комиссия, которая могла на месте, объективно разрешить возникающие споры и недоразумения.
Существовали строгие правила при зачислении в биржевое общество. Так, один из пунктов Устава гласил: «Подвергшиеся за преступные деяния, повлекшие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, покупку или принятие в заклад заведомо краденного или полученного через обман имущества и ростовщичество, к биржевому обществу принадлежать не могут».
Первое собрание Биржевого общества состоялось 21 февраля 1906 года в 19 часов в помещении Общественного собрания. А.Ф. Бейвель, председатель выборного комитета, уведомлял В.К. Покровского:
«Милостивый государь Владимир Корнильевич! Препровождая при сем копию журнала собрания членов Биржевого общества и список членов, - честь имею уведомить Вас, что в Биржевой комитет избраны следующие лица: Председатель Владимир Корнильевич Покровский, заместитель председателя Владимир Иванович Колокольников. Члены Биржевого комитета (они же биржевые старшины): Закир Галеевич Галеев, Рафаил Григорьевич Попов, Владимир Иванович Кузнецов, Николай Павлович Степанов и Александр Алексеевич Маслянников. Подлинное дело Управы об учреждении Биржи в городе Челябинске для снятия копии имею честь препроводить Вам отдельно. Искренне желая новому обществу процветания под Вашим просвещенным руководством, прошу принять уверение в совершенном к Вам, милостивый государь, почтении…»
Первые торги и одновременно торжественное открытие Биржи состоялись 6 августа 1906 года – с молебном, водосвятием, губернаторским напутствием и горячей речью городского головы А.Ф. Бейвеля. Произошло это знаменательное событие в здании Русского торгово-промышленного коммерческого банка на Уфимской улице. Биржевиков встречала эффектная женщина – Вера Дмитриева. Рассказывают, что В.К. Покровский лично занимался подбором персонала для встречи биржевиков, строго выверяя этикет делового приема…
Вячеслав ЛЮТОВ Олег ВЕПРЕВ
| |
Просмотров: 1193 | |
Всего комментариев: 0 | |