Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » По Кунашакским лугам

Айдыкуль
По кунашакским лугам
 
Чем дальше на север от Кунашака, тем больше тростника и меньше машин. Дикое разнотравье заливных лугов, многочисленные озера, большие и малые, березовые и осиновые колки, где посуше, и болота, болота, болота… «Что ни деревня - вода. Большая или малая. Почти всегда на въезде лужа в одернованных берегах, а в луже - утки с утятами или гуси с гусятами». Собственно, что еще требовать с самого низкого места в Челябинской области, где когда-то плескался древний океан!
 
 
Даже вездесущие журналисты нечасто заглядывают в эти «сырые края», а на настоящее путешествие с блокнотом в руках отважился, пожалуй, только журналист и краевед Михаил Фонотов, назвавший эти места – от Айдыкуля до Маяна – «белым пятном» на карте области. Ему и доверяемся…
 
Колодец
 
Быть у воды – и не напиться? Этот расхожий вопрос жители кунашакских лугов воспринимают без всякой иронии – так и есть: воды много, а не сразу напьешься.
 
У первого дома на въезде в деревню Баракова стоит колодец. «Улица называется Центральной (всего в деревне три улицы), и на ней, когда, кажется, ни взгляни, обязательно увидишь человека с тележкой и с флягой на тележке, - рассказывает М. Фонотов. - Вся деревня ходит к колодцу за водой. Есть и другие колодцы, но вода в них не годится для питья. Где только не копали и не бурили - нет хорошей воды. И в других деревнях такой удачный колодец, как в Баракова, пусть и единственный, - большая редкость».
 
Так что в путешествии по этим краям первая вещь – хорошая фляжка…
 
Вдоль дороги
 
Дорожный треугольник Кунашак-Халитово-Бараково люди называют по-разному: то степным, то луговым. Машин нет совсем, а потому «корявости» дороги не слишком пугают. Водители делятся впечатлениями, особенно ночными. Так, в свете фар совершенно неожиданно может появиться сова; «на обочинах видны горящие глазки – видимо, суслики или лисята в траве прячутся». Хотя почему «прячутся»? – в здешних местах они полные хозяева…
 
 
Башкирские юрты
 
Этот край – издавна башкирский. Как рассказывает М. Фонотов, на ландкарте 1736 года территория между Синарой и Миассом обозначена именно как «Башкирские юрты». Юрты отмечены на берегах озер Айдыкуль, Тахталым, Маян и других.
 
Источники разноречивы: по одним, башкиры появились здесь в ХVII веке, по другим – гораздо раньше. Что привлекло башкирские племена в этих сырых землях? М. Фонотов отвечает однозначно: «Башкиры нашли здесь то, что хотели, - траву. А что нужно башкиру, кочевому или оседлому, для счастья? Тучное пастбище и удобный водопой для скота…»
 
И еще о времени. Жанфида Вагапова, учительница из села Халитова, говорит, что первыми в этих местах появились башкиры-сальюты, верные Чингисхану. И было это еще в XII веке. «Сальюты не пошли с другими племенами на запад, в Европу, а свернули в Зауралье прямиком из монгольских степей и осели на здешних землях».
 
По этой версии, один из потомков Чингисхана – Барак – и поселился на Айдыкуле. От него и пошла деревня Баракова.
 
Баракова
 
История рода-племени сегодня кажется безнадежно устаревшим понятием. Отсюда, к примеру, и стереотип, что все башкиры «на одно лицо», что они всегда жили в мире и согласии. Конечно, это иллюзия. «Между башкирскими племенами возникали недоразумения, - поясняет М. Фонотов. - Если сальюты на берегах Айдыкуля обосновались первыми, а катайцы или табынцы появились позже, то надо было потесниться, а это всегда неудобство. В поисках своего места на земле племена и народы не раз вступали в конфликты, и до сих пор еще не все устроились, как хотели…»
 
Были конфликты с казахами - хотя, казалось бы, одной веры. Так, в памяти жителей Баракова осталась легенда о том, как на них напали казахи, повыгоняли из юрт, били и убивали, собрали дань и ускакали…
 
Сегодня Баракова – небольшая деревушка, ничем не примечательная. Разве что деревенское кладбище несколько смущает редких путешественников и рыбаков. «Обычно, когда кладбище делают, то его с какого-то одного угла заполнять начинают, а со временем оно растёт во все стороны, когда земли не хватает. Тут же немного необычный подход оказался – земли выделили изрядный кусок, а заполнять стали как попало – могилы понатыканы на всём участке с большими пропусками: то тут, то там. Никогда такого не видел…»
 
 
 
Айдыкуль
 
Родовой след будет и в названии самого озера. На некоторых современных картах его, правда, иногда называют Алакулем и переводят как «пестрое, полосатое озеро». На самом деле это именно Айдыкуль или Айлекуль – как и значится в источниках XVIII века – по названию башкирской родоплеменной группы айле или айде.
 
Большое и соленое, вытянутое с юга на север, с пологими берегами, поросшими камышом, озеро теряется по утрам в густом тумане; прячутся и рыбачьи лодки – в ожидании «зачетного» золотистого карася…
 
 
Категория: По Кунашакским лугам | Добавил: кузнец (21.10.2015)
Просмотров: 1074 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: