Главная » Статьи » Отдельные проекты » Тексты

БЫВШИЕ ЗАМЕТКИ БЫВШЕГО УЧИТЕЛЯ
*   *   *
 ...Я долго думал об этих заметках, читая бесчисленные публикации о новой реформе системы образования, об увеличении заработной платы на 200 рублей, о необходимости повышать уровень воспитательной работы, и еще о многих других "текущих проблемах", которыми живет наша школа.
 
Читал, и, к сожалению, не мог отказаться от мысли, что вся эта полемика - лишь буря в стакане воды, ничего не меняющая и никуда не ведущая. Все проблемы безумно стары. И единственный, кто действительно заступился за учителя во всей этой газетной суете, был А.П. Чехов, и то целый век тому назад.
 
* * *
"Если бы у меня было много денег, я устроил бы санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание - очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад; можно было бы читать лекции по агрономии, метеорологии, астрономии, учителю нужно все знать...
 
Вам скучно слушать мои фантазии? А я люблю говорить об этом. Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича".
(Чехов в воспоминаниях М. Горького)
 
* * *
"Особенные условия" были, к примеру, когда-то в Японии накануне их великого экономического чуда - власти просто взяли средний заработок по стране, увеличили его в четыре (!) раза - и это стало минимальной ставкой для учителя в школе. И сразу же - конкурс, новейшие разработки, престиж, полная отдача...
 
Мой старый друг, преподававший в школе литературу, историю и даже музыку (благо, прекрасный мастер гитары), теперь "прорабствует" на отделке фасадов...
 
* * *
 
"Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, -- вы понимаете? - воспитывать народ! Нельзя же допускать, чтоб этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых дырявых школах, угорал, простужался, наживал себе к тридцати годам ларингит, ревматизм, туберкулез... ведь это же стыдно нам!
 
Отвратительно все это... какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу. Знаете, -- когда я вижу учителя, -- мне делается неловко перед ним и за его робость, и за то, что он плохо одет, мне кажется, что в этом убожестве учителя и сам я чем-то виноват... серьезно!"
(Чехов в воспоминаниях М. Горького)
 
* * *
Чехова давно никто не слышит; учителя - и подавно...
 
* * *
Я помню, как, работая на 42 часах в неделю без параллелей (учитель поймет), приходилось брать в сельском магазинчике макароны и хлеб под запись - вот дадут зарплату, рассчитаюсь; помню, как поставил ученику тройку за год - он в ответ вспахал на тракторе мне огород; помню, как по ночам лазил на зерносклад за комбикормом, а потом продавал его на рынке; помню, что за шесть лет своего учительства не сменил костюма; помню, как почти плакал над тем, что купленные за 400 рублей китайские зимние ботинки развалились через три недели...
 
Помню, наконец, как сказал однажды в сердцах ученикам:
- "За пять рублей в час, что мне платят, я могу с вами просто так посидеть, не говоря ни слова"...
 
* * *
В принципе, это можно говорить ежедневно - десять, одиннадцать, двенадцать лет к ряду - не имеет значения. Последние августовские педсоветы и даже президентское обращение к министерству образования не столько обрадовали, сколько ввергли в полную апатию. Сейчас тысяча чиновников напишет тысячу бумажек, получив за это по тысяче (неизвестно в какой валюте) положенных денег - и все. Мало ли, что там Чехов наговорил Горькому!..
 
* * *
Сегодня возникла новая проблема - нехватка в школе учителей-мужчин. Но какой же дурак с женой и детьми пойдет работать в школу, и тем более поедет в село, когда зарплата сторожа на городской автостоянке в три раза превышает учительскую ставку!
 
Что греха таить - я и сам променял работу в школе на "левые" заработки: на рекламу, на буклеты, на то и се. Спрашивают: вернулся бы в школу? Вернулся бы, с удовольствием, но не сейчас...
 
* * *
"Но ведь не деньгами же одними!" -- это знакомо до боли. Жаловаться нехорошо - это знает любой ребенок. Но когда вместо хлеба насущного твоя семья питается великими идеями "преобразования системы образования с надлежащим улучшением учебно-воспитательной и методической работы в целях создания гармоничной и высоко развитой личности", хочется сказать одно - бред все это. Желание сохранить витрину, когда напротив рушится небоскреб...
 
* * *
"Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас - это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку" (Чехов).
 
Положа руку на сердце - с какой периодичностью мы действительно меняем старые конспекты уроков на новые?..
 
* * *
Еще раз - может быть, до власть предержащих и дойдет, -- школе нужна лишь одна-единственная реформа: реформа благосостояния учителя.
 
Все остальное - мишура, букли и кудри, как сказал бы Григорий Сковорода. Мы пытаемся перестроить крышу, когда гниет нижний венец - тот, на котором держится весь дом. Важно понять - пока учитель будет получать нищенскую зарплату, дети будут получать нищенское образование. И это будет правильно, справедливо.
 
Единственное исключение из этого закона - сам учитель, который, несмотря на все тяготы, не может себе позволить такой "роскоши", как "нищенское преподавание". На этом и выезжают все, кому не лень.
 
Красивые выступления в СМИ - из этой оперы: вы работайте, мы вам поклонимся, но денег пока не дадим, ибо... и дальше следует "молчаливая бюджетная тирада" совершенно в духе Остапа Бендера.
 
* * *
"Нет ничего скучнее и непоэтичнее, так сказать, как прозаическая борьба за существование, отнимающая радость жизни и вгоняющая в апатию" (из письма Чехова Суворину).
 
* * *
Современники Чехова вспоминали, как у него в гостях однажды был земский учитель, что-то пытался философствовать об образовании, но Чехов вдруг прервал его:
 
-- А скажите, кто это в вашем уезде бьет ребят?
Учитель вскочил со стула и возмущенно замахал руками:
-- Что вы! Я? Никогда! Бить?
-- Вы не волнуйтесь, -- продолжал Антон Павлович, -- разве я говорю про вас? Но я помню - читал в газетах...
 
Учитель сел, вытер вспотевшее лицо и сказал:
-- Верно, был один случай. Это - Макаров. Знаете - неудивительно! Дико, но объяснимо. Женат он, четверо детей, жена больная, сам тоже - в чахотке, жалование - двадцать рублей (элементарные сапоги в то время стоили 7,50, лаковые туфли - 15 рублей. - В.Л.)... а школа - погреб, и учителю - одна комната. При таких условиях ангела божия поколотишь безо всякой вины, а ученики - они далеко не ангелы, уж поверьте...
 
Когда он ушел, Антон Павлович посмотрел ему вслед и сказал: -- Хороший парень. Недолго проучит...
(Чехов в воспоминаниях современников, М., 1986.)
 
* * *
Может быть, и зря я затеял именно такие заметки в канун Дня учителя, когда следует говорить поздравления, когда ты знаешь, что дети любят тебя именно за бескорыстие и честность, когда действительно нужно поклониться учителю хотя бы за то, что он на свое скудное "жалование" все же собрал профессиональную библиотеку - и дети же ее и читают (у учителя пальцев на руках не хватит, чтобы пересчитать, сколько книжек "ушло" таким образом). Сказать ему спасибо, что он успевает между работой и вечерней дойкой коровы проверить тетради, разбирая "куриные лапы" и иероглифы, что он еще успевает читать новые книги...
 
И все же... Мои прежние коллеги не дадут соврать - однажды, к первому октября, я распечатал на своей допотопной пишущей машинке именно эти фрагменты из воспоминаний о Чехове. Распечатал с тем, чтобы чувствовать, как особый подарок, что мы не один на один со своими бедами - и есть еще кто-то, кто нас действительно понимает.
 
P.S.
 
Эти заметки были написаны лет восемь назад, когда у меня не было ни компьютера, ни сайта. Теперь есть – как итог «десяти работ» и постоянной борьбы за выживание. Казалось бы, многое за эти годы должно измениться. Вот и «тучные времена» поспешили России на помощь, и национальный проект «Образование» стартовал, теперь «Наша новая школа» на подходе. Но сколько не вслушиваешься в речи и проекты, только утверждаешься в мысли – в школе делать нечего. С Чеховым в голове – тем более…
 
Вячеслав ЛЮТОВ
Категория: Тексты | Добавил: кузнец (17.03.2010)
Просмотров: 688 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: