Главная » Статьи » Отдельные проекты » Отдельные проекты

РУБЕЖ ВЕКОВ
 Все время быть на подъеме невозможно. И человеческая жизнь, и история государства, и судьба того или иного подразделения идет по синусоиде, и другого «исторического движения» еще никто не придумал.
 
Отдел информации и общественных связей ГУВД Челябинской области не стал исключением из этого процесса. Рубеж веков стал своего рода затишьем – и творческим, и материально-техническим, и кадровым. Во многом это объяснялось и общим психологическим настроем в стране. К концу 1990-х годов, как говорится, «вышел пар». Даже предвыборные кампании шумели иначе.
 
- Мы, конечно, продолжали снимать, выезжать на места преступлений, - рассказывает Олег Николаевич Амбур. – Но, к примеру, с созданием телерадиоцентра «Восточный экспресс» и с образованием на нем редакции информационного вещания, наша передача «Ситуация» постепенно сошла на нет. Хотя мы продолжали предлагать телеканалам свои отснятые, и зачастую и готовые, смонтированные материалы.
 
Нет худа без добра. Такие перемены привели к тому, что пресс-служба, помимо основной «текущей» работы, открыла для себя новый жанр – документального фильма. Например, сотрудники отдела подготовили такие фильмы, как «Честь и отвага» к 15-летию Челябинского ОМОНа, «Такая служба» к юбилею УГПС, «Таможня». Были фильмы, посвященные спецназу ГУИН, железнодорожной катастрофе под Ашой, работе конвойных подразделений. Наконец, был и целый ряд «юбилейных фильмов», посвященных подразделениям ГУВД Челябинской области.
 
Под занавес 1998 года было принято решение возродить традицию ведомственной газеты. В декабре вышел первый номер газеты «На страже порядка», редактором которой стал И.В. Бузуев.
 
«Уважаемые коллеги! Сегодня вы держите в своих руках первый номер газеты УВД области, - говорилось во вступительной статье. – Событие это трудно переоценить. Ветераны помнят, что некогда выходила областная милицейская газета «На боевом посту», каждый номер которой с нетерпением ждали во всех отделах и подразделениях. И вот у милиции области после длительного перерыва наконец-то появился свой печатный орган, где главные и основные герои и авторы публикаций – вы сами…»
 
За газету сотрудники пресс-службы взялись с азартом, как это всегда бывает, когда затеваешь что-то новое. Весь 1999 год газета выходила пусть и небольшим тиражом, но периодично и ровно, задав себе ежемесячный тон. Затем тон сменится на ежеквартальный, дальше – в зависимости от отпущенных средств, от случая к случаю, пока не прекратила свое существование.
 
- В свете нынешнего темпа работы, тот рубеж веков не слишком хочется вспоминать, - рассказывают в отделе информации. – Тогдашнее руководство ГУВД области относилось к нашему подразделению достаточно прохладно, подчас не замечая – работают и работают. В итоге было потерян главный элемент активной журналистской работы – темп. В конце концов, основная работа свелась к рассылке оперативной сводки…
 
Нет, снимать, конечно: пытались. Но столкнулись с новой бедой – излишней зарегламентированностью: это нельзя, то нельзя, как бы чего не вышло. Другой бедой стало… время, которое совершенно не щадит техническое оснащение и делает его морально устаревшим за считанные годы.
 
- Когда пресс-служба появилась, у нас были в работе две видеокамеры, правда, бытового формата, система линейного монтажа, три профессиональных видеомагнитофона, - вспоминает О.Н. Амбур. Был даже компьютер. По тем временам – прогресс, хотя из самых первых IBM-286. Жесткий диск объемом 40 мегабайт. Круто! Позднее закупили новейший по тамошним меркам монтажный комплекс на базе компьютера Apple Macintosh. И в этом составе с таким оборудованием мы были первые в регионе!
 
Не пройдет и десятилетия, как от этого пафоса ничего не останется, а прежний компьютер-«двойка» - «мышонок», как его прозвали в отделе – на рубеже веков будет свидетельствовать о первобытной компьютерной отсталости отдела информации.
 
Принципиально все начнет меняться с приходом на должность начальника пресс-службы Алексея Петровича Попова. Человек военный, прошедший школу оперативной и кадровой работы в милиции, он был далек от журналистских кругов, а потому не пребывал ни в «творческой эйфории», ни в «творческой апатии».
 
Как покажет время, заместитель начальника ГУВД Челябинской области генерал-майор Владимир Иванович Майоров, приглашая А.П. Попова на новую должность, не ошибся в принципиальном моменте – пресс-службе был нужен, прежде всего, сильный организатор, «дирижер», возможно, даже инженер, способный так отладить механизм, чтобы отдел работал, как часы.
 
- Пресс-служба находилась тогда в весьма плачевном состоянии, - вспоминает Алексей Петрович осень 2001 года. – Она, как высотка на войне, переходила в подчинении то одним, то другим – то Штабу УВД, то отделу кадров. Конечно, это не способствовало нормальной работе. К тому же служба оказалась невелика числом – из четырех штатных единиц были закрыты лишь две. В новый век мы входили втроем: И.В. Бузуев, О.Н. Амбур и я…
 
Еще печальнее смотрелось оборудование. В 2001 году «на балансе» пресс-службы числились старая камера VHS, устаревшая линейка-монтажка, к тому же в нерабочем состоянии, 286-ой «мышонок» и все. Главным орудием труда оставалась шариковая ручка. - Позднее, правда, нам удалось вернуть из Штаба машину, что в свое время числилась за пресс-службой, - рассказывают в отделе.
 
– Машина и без того была старенькой, да еще вернули ее нам в совершенно разбитом состоянии, где дыры были чуть ли не в кулак. Мы сами ремонтировали ее на яме… Подобное «безвременье» пресс-службы могло затянуться надолго. Помог случай, новое назначение, новый человек…
 
В 2002 году произойдет смена руководства ГУВД Челябинской области. Управление возглавит генерал-лейтенант милиции Павел Васильевич Григорьев, который служил до этого в Кемерово. С этого «кемеровского следа», бесценного опыта информационного взаимодействия с прессой, собственно, и начнется новейшая история отдела информации и общественных связей ГУВД по Челябинской области. Уникальность ситуации заключалась в том, что на рубеже веков в России было лишь три полновесных управления по взаимодействию со средствами массовой информации: в Москве, Петербурге и Кемерово.
 
- В современном информационном потоке тесное сотрудничество правоохранительных органов и СМИ жизненно необходимо, - говорит Павел Васильевич Григорьев. – Кемеровский опыт как раз из этой необходимости произрастал. Я работал тогда заместителем начальника уголовного розыска. Кемеровскую области, да и страну в целом, тогда захлестнула волна тяжких преступлений, заказных убийств, грабежей; появились серьезные банды, которые гремели по области и кочевали из одного региона в другой. Довести информацию до людей и получить отдачу – такие цели мы преследовали, создавая управление. В итоге в 1999 году Кемеровское подразделение стало одним из лучших в стране.
 
Другим результатом оказалась психологическая перемена в отношении общества к сотрудникам милиции. Удалось сломать прежнюю негативную тенденцию к очернительству, поднять статус милицейской службы. «Милиция должна говорить с людьми» - это одно из главных убеждений П.В. Григорьева. Именно оно станет идеологической основой будущих перемен в пресс-службе ГУВД Челябинской области.
 
- Когда в мае 2002 года Управление возглавил П.В. Григорьев, мы, как говорится, «прижали уши», - вспоминает А.П. Попов. – Я был знаком с начальником Кемеровской пресс-службы и представлял, насколько мы отличаемся, и далеко не в лучшую сторону. Конечно, понимал и масштабы работы, которую нам предстояло сделать. «На ковер» начальника пресс-службы генерал вызовет очень скоро – узнать, чем подразделение «дышит». Хотя это было видно и без доклада.
 
- Если рассказывать о пресс-службе тех лет, то многие ключевые проблемы мы обозначили сразу, - говорит П.В. Григорьев. – Было очень заметно, к примеру, что журналисты общаются с милицией, прежде всего, через Челябинское городское УВД, которое возглавлял В.И. Лесняк, создавший хорошую информационную службу. А что могли сделать наши четыре человека? Передачи своей не было, оборудование требовало полной, кардинальной замены. Но главное, не было самой системы подачи информации, своевременной, интересной, яркой, которая бы волновала людей. Вот эту систему мы тогда и стали создавать.
 
Тогда же определили и основные направления работы. Во-первых, информация должна быть полноценной, четкой, ясной, завершенной, к которой уже сложно «примешать» ангажированное журналистское мнение. Во-вторых, нужно было подключать руководителей подразделений, специалистов – для общения с людьми, с прессой: каждый по своему направлению.
 
Это было, пожалуй, самым сложным. Не каждый может уверенно чувствовать себя перед телекамерой или иметь ораторские навыки. Поначалу многие пытались «отстраниться» от этой дополнительной нагрузки. Но шаг за шагом ситуация менялась – брифинги и пресс-конференции стали нормой. В-третьих, требовалось постоянно повышать имидж сотрудников милиции, честно рассказывать о службе, не «прятаться за мундир».
 
Наконец, а для пресс-службы это стало главным поворотом, требовалось изменить сам статус пресс-службы, повысить его значимость, оснастить самым необходимым. Информационное поле огромно, и на нем нужно работать в полную силу и на хорошей технике.
 
- После моего первого доклада Павел Васильевич сказал то, о чем мы тогда и мечтать не могли, - рассказывает А.П. Попов. – Понимая, что реорганизация пресс-службы неизбежна, он обозначил: «Будем создавать отдел, как минимум. А потом готовьтесь и к управлению». 8 июля 2002 года, без дополнительных просьб, без проволочек, в ГУВД по Челябинской области был создан Отдел информации и общественных связей, со штатным расписанием в 10 человек.
 
Существенно расширились задачи и функции, хотя базовыми по-прежнему оставались «своевременное информирование граждан о государственной политике в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности, борьбы с преступностью и принимаемыми ГУВД мерами по ее реализации, изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел». В Положении об отделе информации уже иначе звучит задача взаимодействия со СМИ – «создание режима делового партнерства и взаимного доверия». Там, где это нарушается, от отдела требовалось организовать и провести «конпропагадистские акции по выявлению и пресечению умышленно распространяемой недостоверной информации»
 
По линии общественных связей в Положении прописаны «взаимодействие с органами государственной власти, избирательными комиссиями, региональными объединениями политических партий, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями – для формирования объективной общественной оценки деятельности ОВО». Это принятое решение не только обозначило новую информационную политику ГУВД по Челябинской области, придало новый импульс в развитии пресс-службы, но и потребовало поиска новых форм работы, иных взаимоотношений внутри отдела.
 
- Последнее всегда дается с трудом, - говорит начальник отдела Алексей Петрович Попов. – Люди все разные. К тому же наш отдел – творческий, здесь армейской шашкой махать нет смысла. У меня, к счастью, были хорошие преподаватели еще со времен учебы в ЧВВАИУ. В нашей роте, к примеру, «классику наведения порядка и дисциплины» показал командир Леонид Логинов, у которого было хорошее правило: «Поживи месяц-два, присмотрись к коллективу, но гайки закручивай потихоньку».
 
При образовании отдела, безусловно, были кадровые «ошибки». Некомплект карается, и людей приходилось подбирать в авральном режиме. Некоторые приходили и уходили. Но те, кто остался, сегодня составляют кадровый фундамент пресс-службы. На таких переломных этапах многое зависит от мастерства руководителя.
 
Александр Петрович Попов рассказывает, что в первый год существования отдела он буквально попал в тройной пресс, в тройное кольцо задач и проблем: формирование отношений с личным составом, с руководством и с прессой.
 
- Кадровые решения всегда проверяются временем – люди должны «притереться», сработаться, - говорит начальник отдела. – Другое дело в отношении текущих задач. Например, сложно было убедить многих руководителей подразделений централизовать информационные потоки, завязав их только на нашем отделе.
 
Со временем они убедятся, что в таком подходе есть своя прелесть – по меньшей мере, они окажутся «защищены от прессы». К слову, и журналистам придется играть «по новым правилам». Милиция должна быть открыта для общества, но это не значит, что она должна походить на базар, где за информацией толкаются по кабинетам, как по торговым лоткам. А было время, когда журналисты, не церемонясь, шли напрямую к руководству.
 
- Отношения со средствами массовой информации выстраивались крайне сложно, - рассказывают в отделе. – Мы не «закрывали» информацию, но излишняя «журналистская самостийность» только мешала делу, даже с юридической стороны. Когда мы навели порядок подачи информации, то с 2001 года против нас не было ни одного судебного иска в отношении недостоверности или искажений. А это очень весомый показатель.
 
- Было время, когда и на газетные полосы, и в телевизионные программы нам приходилось буквально пробиваться, - говорит О.Н. Амбур. – Сложно было выстраивать отношения с «Челябинским рабочим», с телеканалами «Восточный экспресс» и «Югра». Нам каждый раз в то время приходилось доказывать, что мы не «пятое колесо у телеги», а полновесная служба, которая отвечает за качество и достоверность информации.
 
Итоги проведенной реорганизации пресс-службы подведены в короткой, но очень примечательной справке – «О взаимодействии со СМИ ОВД Челябинской области в 2000-2003 годах». Так, если в 2000 году было опубликовано около 3 тысяч статей и корреспонденций, то в 2003 году их количество подошло к отметке в 7 тысяч. Количество видеосюжетов выросло в пять раз – с 740 в 2000 году до 3680 в 2003 году. Но главным и впечатляющим прорывом стало общение с прессой руководителей подразделений. Если в 2000 году было проведено всего 6 брифингов, то в 2003 году количество пресс-конференций по различным аспектам деятельности ОВД составило уже 167 – как говорится, почувствуйте разницу.
 
Наконец, увеличилось и число выступлений в СМИ начальника областного ГУВД. До преобразований отдела выступлений было не больше двух в год. Павел Васильевич Григорьев сам откроет этот информационный шлюз, встанет перед телевизионными объективами.
 
- Мое первое общение с челябинскими журналистами, конечно, было очень сдержанным, - вспоминает начальник областного ГУВД. – Я мог говорить только о том, что было, осветить лишь небольшой круг вопросов. Приходилось быть непубличным – пока не разобрался, куда я попал, не проанализировал состояние дел, не изучил обстоятельства, положение в области.
 
Кстати, в первый год своей работы в должности начальника ГУВД Челябинской области П.В. Григорьев проведет семь (!) выступлений в средствах массовой информации. Так что на смену прежнему «затишью» теперь приходила новая и деятельная эпоха, которая серьезно изменит представление о работе пресс-службы…
 
Вячеслав ЛЮТОВ, Олег ВЕПРЕВ
Категория: Отдельные проекты | Добавил: кузнец (17.02.2010)
Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: