Главная » Статьи » Отдельные проекты » УралАЗ: Заметки на полях внешнего управления

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
Мифология алюминиевой империи
 
В современных российских сказках уже давно обосновался еще один персонаж – олигархи. О Ходорковском, Дерипаске и других не писал разве что ленивый журналист. Из газеты в газету кочуют слухи о миллиардных состояниях и транснациональных корпорациях, о криминальных связях и военной дисциплине на предприятиях.
 
Перебирая всевозможные публикации, невольно вспоминаешь некрасовского мужичка, выбиравшего на рынке картинки, - чем страшнее намалевано, тем лучше. Чувства самые противоречивые. С одной стороны, многие предприятия нашего региона остро нуждаются в инвестициях и ищут эффективного собственника. С другой стороны, слишком многое пугает в современных мифах.
 
«УралАЗ» и его 100-процентное дочернее предприятие «Автомобильный завод «Урал» - не исключение. В марте 2001 года, когда состоялась пресс-конференция Валерия Панова и Виктора Кормана по предложениям «Сибирского алюминия», работники Уральского автозавода чувствовали, что могут вернуться в осень 1998 года – период неизвестности и неопределенности. Да и о жесткой руке Олега Дерипаски ходили вполне обоснованные слухи.
 
«Олегу Дерипаске, - писали газеты, - в отличие от первого поколения российских олигархов ничего не доставалось даром в виде бесплатной приватизации. Все, что у него есть, он добыл или отнял сам: волчьей хваткой, хитростью, наглостью и тем, что всегда умел «дожимать» своих конкурентов до конца. Он рано понял – слабым в бизнесе делать нечего… Наверное, поэтому он так предельно жесток со всеми…»
 
Рассказывали, что весь менеджмент постоянно находится под его неусыпным контролем. «Из персонала он буквально давит сало. Рабочий день в «Сибирском алюминии» длится почти десять часов. Не справляющихся без жалости увольняют». Рассказывают, что только на Саяногорском заводе сократили численность персонала в два раза, однако при этом увеличили выплавку алюминия в 1,5 раза и сразу же увеличили зарплату тем, кто остался.
 
Рассказов много – но что реально будет в Миассе? Не обернется ли против заводчан? Да и насколько ценна «цена инвестиций»? Вопросов, увы, всегда больше, чем ответов…
 
Шасси для «РусПромАвто»?
 
Идея создания крупного автомобильного холдинга «РусПромАвто» оформилась зимой 2001 года – именно тогда на стол Председателя правительства РФ Михаила Касьянова легло письмо от Дерипаски и было дано поручение профильным министерствам рассмотреть это предложение. А уже в апреле правительство Челябинской области и «Сибирский алюминий» подписали Соглашение о социально-экономическом партнерстве.
 
Ничего сверхестественного в создании холдинга (группы компаний) нет – весь мир живет интеграционными процессами. Наряду с «УралАЗом» в холдинг входили такие заводы, как ГАЗ, МАЗ, целый ряд автобусных предприятий, Ярославский дизельный завод и другие. Предполагалось, что в новый холдинг будет инвестировано свыше 2,5 млрд. долларов, а сумма первоначальных инвестиций в Уральский автозавод составит свыше 500 млн. рублей.
 
Пакет документов в отношении «РусПромАвто» во многом является поворотным событием в инвестиционной судьбе обновленного Уральского автозавода. Но ни тогда, ни сейчас, спустя два года после Соглашения, нельзя с полной уверенностью сказать, насколько хороша выбранная дорога и насколько уверен за рулем стратегический инвестор. О прогнозах на будущее Валерия Панова журналисты спрашивали не раз.
 
- Да, я принимал самое активное участие в том, чтобы Дерипаска пришел в Миасс, - рассказывал внешний управляющий. – И, несомненно, чувствовал свою ответственность за принимаемые решения. Ее должно чувствовать и правительство РФ, и правительство Челябинской области, давшие гарантии новому автомобильному холдингу и Уральскому автозаводу. Кстати, стоит помнить, что и план внешнего управления предполагал, что сначала мы раскручиваем бизнес автозавода, делаем его инвестиционно привлекательным, а потом предприятие продаем. Если эффективный собственник с инвестициями не придет, то все эти мероприятия просто-напросто закончатся безрезультатно…
 
Такую же позицию, только чуть осторожнее, в отношении собственника высказал в марте 2001 года и мэр Миасса Владимир Григориади:
 
- Вполне возможно, у Дерипаски есть добрые намерения поднять «УралАЗ». Заводу остро нужен инвестор, нужны огромные финансовые вливания… Наконец, нужно понять и автозаводцев – они уже устали от всех треволнений и неопределенности…
 
Визит главы «Сибирского алюминия» в Миасс в июле 2002 года журналисты назвали «самым ярким событием, расставившим точки над «i». Да и повод был неплохой – год работы «РусПромАвто» в Золотой долине. Ту июльскую эйфорию многие запомнили как победу уралазовской «дочки» - теперь «Автомобильный завод «Урал» уходил в свободное плавание, уходил открывать новые горизонты, не зная, насколько безоблачными они окажутся…
 
Последние штрихи (вместо послесловия)
 
«Процедура внешнего управления на ОАО «УралАЗ» подошла к своему логическому завершению, - писал в послесловии к книге внешний управляющий Валерий Панов. – Активный автомобилестроительный бизнес сконцентрирован в обновленном предприятии, которое стало преемником знаменитой уральской автомобильной марки. Прежнее ОАО «УралАЗ», уже не связанное с выпуском автотехники, в соответствии с законодательством РФ ожидают совсем иные процедуры».
 
Да, внешнее управление не может длиться вечно, оно имеет сроки, оно должно рано или поздно завершиться. Не скроем, будущее уральских автозаводцев, как и многих других трудовых коллективов нашего края, не видится нам светлым и прекрасным. Российская экономика, увы, непредсказуема, и чтобы выстоять в ней, нужны воля, знания и опыт. Вот этот бесценный опыт и был темой наших заметок.
 
- Восстановление уникального предприятия – это результат работы всего трудового коллектива автозаводцев, - говорит Валерий Панов. – Я мог бы назвать имена многих и многих, и благодарен каждому за понимание, поддержку, честность, за способность брать на себя ответственность, за неравнодушие к судьбе завода. В рамках законодательства, в сложные времена мы сделали все, что могли – сохранили не только людей, завод, но и заставили его работать с прибылью.
 
Внешнее управление на Уральском автозаводе – и об этом можно и нужно говорить с гордостью – доказало, что наши предприятия способны выходить из кризиса и обеспечивать своим рабочим достойное существование, что профессионализм и честность еще не потеряны.
 
Сегодня опыт, накопленный командой внешнего управляющего Валерия Панова, становится предметом научного изучения. «Несмотря на то, что каждый конкретный пример внешнего управления отличается своей уникальностью, - писал в рецензии на книгу доктор экономических наук, профессор В.И. Бархатов, - этот опыт, заработанный титаническим трудом, будет поучительным для многих и послужит особым ориентиром в сложных хитросплетениях современной российской экономики…»
 
 Вячеслав ЛЮТОВ Олег ВЕПРЕВ
Категория: УралАЗ: Заметки на полях внешнего управления | Добавил: кузнец (12.02.2010)
Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: