Главная » Статьи » Отдельные проекты » Интервью, заметки, рецензии, письма

ВОЗВРАЩЕНИЕ АВТОГИГАНТА

       ВОЗВРАЩЕНИЕ АВТОГИГАНТА

      

       …Однажды один весьма разговорчивый собеседник рассказывал мне, как жарким летом 1988 года, накануне введения внешнего управления на «УралАЗе», перегоняли «Уралы» из Миасса в оффшорный Снежинск. Вывозили без бумаг, без препятствий со стороны охраны, скорее-скорее, в безумной, но азартной суматохе. «Там такие деньги на сторону уходили!» - это уже произносится с восхищением, свойственным только нашему российскому менталитету.

       Сегодня этому «бегству» исполнилось пять лет. Сегодня – пятилетний рубеж, отделивший Уральский автозавод от тяжелейшего кризиса. Время подводить итоги.

      

      Суперобложка для «УралАЗа»

       «История знаменитого завода могла завершиться 1998 годом. Не завершилась…» Такова главная тема и предмет гордости вышедшей в июне в Южно-Уральском книжном издательстве книги «УралАЗ: Заметки на полях внешнего управления». Таков и настрой выступлений на ее презентации в большом зале областной администрации: команде внешнего управляющего Валерия Панова удалось сохранить один из лучших автозаводов в России и его трудовой коллектив. Удалось сохранить не без помощи Правительства Челябинской области и жесткой позиции губернатора П.И. Сумина в отношении процедур банкротства на «УралАЗе». Удалось сохранить, не нарушая законодательство, - случай, по словам Председателя Арбитражного суда Г.Н. Ямщикова, в современной практике уникальный.

       Впрочем, это – пафос, как и положено торжественной презентации книги.

       На деле – в самой книге – все гораздо прозаичнее: с ежедневной работой, с судебными разбирательствами, исками, с договорами и приказами, с газетной шумихой, что не прекращалась никогда и достигла своего скандального апогея в выборный 2000-й год.

       Читать книгу без волнения сложно. Особенно, когда видишь, как вылетает в трубу труд 20-тысячного коллектива – по аферам с кредитными соглашениями, договорам, векселям. А как иначе читать о голодных обмороках, о пустых карманах, об убийствах, когда сдают нервы? Как читать о потоке грязи – «автогигант похитили, украли… Панов хочет убить «УралАЗ»… кидает акционеров»? Этому нужно было не только противостоять, но еще и выпускать автомобили, выигрывать европейские соревнования, заключать договора…

       Переплетения в этой книге, стоит сказать, оказались гремучими – и нужно отдать должное авторскому коллективу Вячеславу Лютову и Олегу Вепреву, заставившим говорить живым языком сухие арбитражные решения и всевозможные договора. Нужно было вместе с «УралАЗом» сохранить и практический опыт, пусть противоречивый и неоднозначный. Это удалось – значит, книга будет востребованной (кстати, уже сейчас планируется напечатать дополнительный тираж).

       Но сказать стоит о другом.

      

      Неполитические заметки

       Проблемы градообразующего предприятия, равно как и его успехи – благодатная почва для зарабатывания политических дивидендов. Не секрет, что «УралАЗ» разменивали на политической карте на прошлых выборах; не будет исключением и этот год. Но сегодня изменился сам тон – автозавод стабильно работает, трудовой коллектив получает достойную зарплату, на завод пришел стратегический инвестор – в лице Олега Дерипаски и холдинга «РусПромАвто». Цели внешнего управления достигнуты, и это уже опровергнуть невозможно. История с «УралАЗом», несомненно, становится козырем административного ресурса.

       Примечательно, что в книге нет этого «политического восторга», как нет и «хвалебной песни» в адрес властей. Кризис на «УралАЗе» случился не столько по вине прежнего руководства (к счастью, авторы не стали сталкивать лбами «горожаниновскую» и «пановскую» команды). Автозавод дружно топтали в московских правительственных кабинетах, начиная с 1991 года. Будь то непродуманные экономические реформы или всевозможные реорганизации, когда уже никто ни за что не отвечает – все это обернулось для автозавода миллиардными потерями. Поэтому его восстановление – не заслуга властей, а, скорее, покаяние за прежний государственный беспредел, это исправление ошибок, как своих, так и чужих.

       Наполовину вышел у авторов «Заметок» и финансовый детектив – к середине внешнего управления скандальные дела и договора сошли на нет, и, признаюсь по-обывательски, даже стало несколько не интересно читать. Но разумом понимаешь другое. Детектив начинается там, где кончается закон. Процедура внешнего управления, проведенная в строгом соответствии с законодательством о банкротстве (в книге показана эта напряженная работа арбитражных судей), не дает простора детективному творчеству и безграничному самоуправству. Валерий Панов, кстати, в одном из интервью признавался, что должность арбитражного управляющего – «должность расстрельная». Каждый шаг находится под прицелом кредиторов, арбитражного суда, органов власти и, с другой стороны, трудового коллектива.

       Финансовый детектив превратился в информационный – слишком много и слишком громко скандалила пресса по поводу «УралАЗа». Но и здесь четко проведена старая гоголевская мысль – каждый имел право сказать то, что сказал. Иное дело, журналистская этика – но это уже предмет особого разговора.

      

      За жестоким рубежом

       «Человек борется с человеком за свое существование, и на этом держится все хозяйство. Здесь господствует инстинкт самосохранения и соперничество. И кто предастся чувствам и чувствительности, тот пропащий человек…» - так писал еще в 1957 году прекрасный русский философ Иван Ильин. Писал, словно предвосхищая жестокость нашего экономического времени, где властвуют трезвый расчет и хладнокровные решения.

       В этом еще один опыт, накопленный Уральским автозаводом за период внешнего управления. Он стал одной из главных тем последней главы книги, написанной самим В. Пановым. Внешний управляющий подчеркивал, что действительные перемены на «УралАЗе» начались тогда, когда коллектив завода подсознательно принял новые жесткие правила игры на современном рынке. Когда стало очевидно, что уже никто не придет, как в былые времена, и ничего за тебя не решит. Когда стало ясно, что мировой рынок не ждет тебя с распростертыми объятьями – его нужно «пробивать», «продавливать». Когда стало понятно, что люди, чей труд не только не нужен предприятию, но и наносит ему прямой ущерб, должны уйти…

       Хотелось бы написать, что будущее Уральского автозавода «светло и прекрасно». Но экономика – не феерическая сказка, чудес в ней не происходит. Итоги сложной, но интересной книги «УралАЗ: заметки на полях внешнего управления» также не позволяют жить иллюзиями. Зато очевидно, что «жестокость бизнеса» потребует профессионализма от каждого, и работы у уральских автозаводцев будет много.

      

      P.S.

       Заметки на полях внешнего управления имеют еще один подзаголовок: «На рубеже веков». По признанию В. Лютова и О. Вепрева, авторы надеются, что эта книга откроет серию современных исследований, посвященных различным вопросам нашей экономической и общественной жизни, позволит собрать и проанализировать накопленный за последнее десятилетие противоречивый опыт.

       Что ж, поживем, увидим, прочитаем…

      

       Вячеслав КУЗНЕЦОВ

      

Категория: Интервью, заметки, рецензии, письма | Добавил: кузнец (15.06.2020)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: