Главная » Статьи » Южноуральские путевые заметки » По северным селам

Воскресенское
У истока Синары
 
Пробираясь от Тюбука вверх по берегу Синары, ловишь себя на мысли, что поднимаешься по старинной 1742 года карте Исетской провинции, которая хранится в Челябинском областном архиве. Река Синара вытекает из одноименного озера, и этот исток на карте обозначен. А вместе с ним указан неразборчиво населенный пункт: не то Кадерметево, не то Пармаметево – как раз на месте нынешнего села Воскресенское.
 
Точную дату основания установить невозможно. Поэтому ограничиваются 1751 годом, когда Оренбургская губернская канцелярия оформила указ на отвод земель в районе озера Синара для Никифора Клеопина. В одних источниках говорится, что Клеопин привез сюда крепостных крестьян из своих новгородских имений, в других – что он купил и перевез на Урал несколько деревень из Самарской губернии. Отмечается также, что поначалу село обнесли крепостными стенами, мужское население было зачислено в казаки и защищало близлежащие деревни от набегов башкир.
 
Воскресение Знаменской церкви
 
Свое новое название село получило в «клеопинские времена» - первую деревянную церковь на каменном фундаменте освятили как раз в день Воскресения Христова. В 1814 году деревянная Воскресенская церковь сгорела дотла. Не осталось ничего, кроме одной иконы, которую увезли на праздники в соседнюю деревню – икона Знамения Божией Матери. С нее начнется второе рождение храма.
 
Строили новую каменную, теперь уже Знаменскую церковь с 1822 года по проекту архитектора Михаила Малахова. Это был «великолепный образец церкви с трапезной-переходом, со скромно решённым западным порталом и украшенными коринфскими портиками входами. Изнутри и снаружи церковь штукатурена и покрыта железом, окрашена малахитом». Ничего лишнего; во всем – уравновешенность, пропорциональность и гармония. В энциклопедиях отмечено, что Знаменская церковь принадлежит к лучшим образцам классицизма на Южном Урале.
 
В советские годы храм долгое время оставался действующим и даже пережил военное лихолетье. Лишь в 1948 году, когда умер последний настоятель храма, перестали звонить колокола. По рассказам местных жителей, в тот год в неизвестном направлении вывезли 12 возов церковной утвари, а в самом здании устроили зернохранилище. «В 1970-е годы воскресенские мальчишки откопали великолепные вышитые хоругви и долго носились по деревенским улицам, не видя в них ничего, кроме красивых флагов. Поистрепали в играх и бросили...»
 
Но будет и третье рождение Знаменской церкви – в начале 1990-х годов люди, словно очнувшись от забвения, организовали приход и стали восстанавливать храм. Основные средства и помощь шли, естественно, из Снежинска. В 1998 году архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов заново освятил церковь, а еще через три года зазвенели новые колокола, отлитые мастерами из Каменска-Уральского.
 
 
 
«101-й километр»
 
В новой истории села соседство со Снежинском, безусловно, стало главным принципом жизни. До перестроечных реформ, к примеру, из закрытого города сюда высылали провинившихся за правонарушения. Воскресенское оказалось похоже на 101-й километр под Москвой из знаменитого фильма. Позднее горожане и сами – добровольно – потянулись сюда: за дачами и садами. Благо, до города рукой подать…
 
Впрочем, в своем путешествии мы торопиться в Снежинск не будем – пусть там пока, по всем правилам ЗАТО, готовят пропуск и проверяют документы. У нас же есть веские причины вернуться в багарякские земли и проехаться по самой северной кромке Челябинской области.
 
В.Л.
Категория: По северным селам | Добавил: кузнец (21.10.2015)
Просмотров: 105 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: