Главная » Файлы » Воспоминания » Из разных воспоминаний. "Живая история"

Из воспоминаний М.А. Емельяновой. ЗАМЕТКИ ПЕДАГОГА
29.05.2013, 13:07
* * *
Прошло много лет с того времени (1960-1969), когда я работала во Дворце пионеров и школьников, но я хорошо все помню и часто вспоминаю лучшие годы работы в этом внешкольном детском учреждении. Занимаясь с детьми в секции юных натуралистов (зоологов и ботаников), на своих уроках я старалась дать им материал по различным темам живой природы.
 
Наш учебный кабинет, который все называли «живым уголком», находился на третьем этаже Центрального корпуса и был хорошо обустроен. Здесь находились аквариумы с рыбками, в клетках содержались декоративные певчие птицы канарейки, в террариуме ползали ужи, также были ежи, морские свинки, черепахи и даже кролики. В кабинете росли комнатное плодоносящее дерево лимона, красивая пятнистая диффенбахия, финиковая пальма. Множество комнатных цветов создавали единое видение живой природы. В витрине шкафа экспонировались коллекции насекомых и гербарии растений.
 
М.А. Емельянова (Рукшина), 1960 г.

Была небольшая тепличка 1,5х1 метр с огуречными растениями. С ней связана особая история. Мне постоянно хотелось внести в занятия что-то новое. И однажды мы решили вырастить огурцы гидропонным методом, то есть без земли. Приобрели тепличку, установили ее на столе возле окна на солнечную сторону. Семена – тепличный сорт – посеяли в ящик. Когда всходы достигли высоты 10 см, высадили их в грунт из мелкого щебня, а в середине теплички поставили чаши с водой, в которой были разведены минеральные удобрения (азот, фосфор, калий). Растения подвязали к колышкам, а позже к натянутому шпагату. При появлении цветов провели искусственное опыление: пыльцу с одних цветов перенесли на другие с помощью обычного ластика. В итоге появились огурчики. Всем был интересен этот опыт выращивания растений без земли – многие, кто приходил к нам в живой уголок, искренне удивлялись этому. На клумбах придворцовой площади мы выращивали многолетние цветы пионы, однолетние астру, гвоздику турецкую, циннию, львиный зев, виолу и другие.
 
 Выходных и праздничных дней у нас не было, так как все наше юннатское хозяйство ежедневно нуждалось в кормлении обитателей живого уголка, поливке. К сожалению, отдыхающая молодежь в вечернее время срывали лучшие цветочные растения, доставляя нам с детьми огорчение.
 
* * *
Я считала главной задачей моей работы во Дворце пионеров и школьников, чтобы знания, которые получали дети в кружках юных натуралистов, максимально расширяли их кругозор и помогли бы в выборе будущей профессии.
 
Зная о пользе птиц для сельского хозяйства, изучая их повадки, кружковцы постоянно проявляли заботу о них, привлекая к этому школьников города. Готовили им кормушки, развешивали их в парках, садах, скверах, постоянно подкармливали птиц. А прилет птичьих стай из теплых краев встречали развешиванием скворечников.
 
В нашей Челябинской области насчитывается более 300 видов диких птиц, большинство из которых осенью улетают на зимовку в теплые края. Но как только начинает пригревать солнце – в марте-апреле – птицы возвращаются на Южный Урал и стремятся как можно быстрее построить себе гнездо для будущего потомства.
 
Дворцом пионеров совместно с Челябинским областным обществом охраны природы ежегодно проводился праздник «День птиц», на котором подводились итоги работы школ города, участие школьников в изучении и охране птиц. Дети выступали с докладами, представляли рефераты, фотографии, дневники наблюдений за пернатыми друзьями. Школы, педагоги и школьники награждались дипломами, грамотами, премировались книгами.
 
Перед развешиванием скворечников в парке культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина.
1960-е годы. На переднем плане – Равиль Ибрагимов
 
* * *
Об одной истории стоит рассказать отдельно. В уголке живой природы, где занимались юные натуралисты, деревянную клетку занимала пара декоративных певчих птиц – кенар и канарейка. Влажность помещения, где жили такие очень маленькие желтенькие птички, должна быть не менее 50-70 процентов. Наши питомцы чувствовали себя комфортно, так как рядом с ними стояли аквариумы с золотыми рыбками, меченосцами, скаляриями и гуппи. Приобретенные в магазине «Природа» канарейки оказались очень трудолюбивыми, и их жизнь сразу же началась с постройки гнезда. В клетке детьми были установлены деревянные жердочки, а в углах – небольшие корзиночки из тонкой проволоки. Тут же – разложенные обрезки ниток, травинки, мелкие перья, которые служили строительным материалом. Питались птицы канареечным семенем, желтком куриного яйца, всегда была вода.
 
Певчие птицы-канарейки в комнате юннатов. 1960-е годы

С каким интересом юннаты наблюдали за жизнью этих крохотных птичек! В построенное гнездо канарейка откладывает яйца, а затем садится в него высиживать птенцов. Кенар постоянно подлетает к канарейке, поднося ей пищу в клюве. Мелодичную песню птиц слушали не только юннаты, а все дети, занимающиеся в других коллективах Дворца: певцы, танцоры, художники, геологи, спортсмены, посещавшие наш уголок живой природы.
 
А однажды в фойе Дворца кенар устроил настоящий концерт. В фойе занимался коллектив бальных танцев под руководством М.А. Рязанова и Ю.А. Двинянина – и кенар громко солировал под сопровождение баяна…
 
Красногалстучная пионерия устраивает конкурс –
чей скворечник удобнее, легче, крепче, красивее

* * *
Совместно со школами города и обществом охраны природы проводили слеты юных натуралистов, праздник «День птиц». В организованном лектории «Родная природа» школьники города получали возможность узнать как можно больше о растительном и животном мире нашей планеты. Здесь регулярно демонстрировались фильмы на различные темы: «Птицы – наши верные друзья», «Рыбы российских рек и озер», «Насекомые лесов, полей, садов и огородов», «Грибы съедобные и ядовитые», «Лекарственные растения», «Лес – наше богатство» и другие. Приглашенный однажды специалист из клуба собаководов прибыл с огромной овчаркой, рассказал очень интересно о роли собак в народном хозяйстве страны – охрана границ, доставка корреспонденции, помощь правоохранительным органам, поводыри.
 
Слушателями и зрителями были учащиеся многих школ города. Они вступали в общество охраны природы и назывались «зелеными патрулями». Патрули много помогали при благоустройстве города, высаживали деревья и кустарники. Во многих школах города имелись земельные участки, где выращивались деревья, цветы, овощи, фрукты.
 
Осенью во Дворце пионеров проводился слет юных натуралистов. На выставку, организованную на третьем и четвертом этажах главного учебного корпуса представлялось все лучшее, что было выращено детьми. На слет юннатов мы приглашали ученых Челябинской селекционной станции им. К.А. Тимирязева: Ю.Д. Кушниренко и В.К. Рюб. Ученые делились своими успехами по выведению новых высокоурожайных сортов основной зерновой культуры: пшеницы. Привезенные ими снопы пшеницы долго экспонировались в нашем кабинете.
 
Позднее во Дворце было создано научное общество учащихся – НОУ. Одной из первых стала секция биологии: энтомология, микробиология, экология, ихтиология. Занятия вели преподаватели высших учебных заведений. Круг интересов для учащихся старших классов значительно расширился, позволяя «ноушатам» более разносторонне изучать флору и фауну Челябинской области. Проводились научные экспедиции ботаников, зоологов, энтомологов, ихтиологов; некоторыми из них руководила Зоя Ивановна Тюмасева, кандидат биологических наук, доцент Челябинского педагогического института.
 
Очень многое в работе с детьми значило от школьных преподавателей. За прекрасную натуралистическую работу с детьми многие школы были награждены дипломами, грамотами. Особенно помню такие школы, как № 34 Ленинского района (биолог Устинова Любовь Ивановна), № 17 Советского района (биолог Гусева Зоя Ивановна). № 18 Тракторозаводского района (биологи Селиверстова Галина Андреевна и Шустикова Клавдия Николаевна), № 46 Ленинского района (биолог Ткаченко Анна Ильинична), № 66 Металлургического района (биолог Конева Феоктиста Андреевна) и другие.
 
* * *
Занятия с детьми в кабинетах и на цветниках не ограничивались только этой работой. Мы устраивали немногодневные походы по родному краю, на озера Челябинской области; были и на озере Горком, что в Зауралье. Так как обитателям живого уголка, рыбкам и другой живности, а также комнатным растениям и клумбам с цветами на придворцовой площади требовался ежедневный уход и внимание, на длительный срок мы в походы не выходили. За девять лет моей работы во дворце я только трижды водила кружковцев в поход с ночевкой по родному краю.

Первым был трехдневный поход на озеро Увильды. В эти дни там проходил слет юных туристов-краеведов школ г. Челябинска. Мои юннаты поставили палатку, готовили пищу на костре, проводили викторину по ботанике и зоологии, купались. Остались в памяти интересные встречи с хозяевами слета, руководителем которым был Юрий Петрович Кропотов.
 
Трехдневный поход на озеро Аракуль. 1965 год
 
В 1965 году мы отправились в трехдневный поход на озеро Аракуль, находящееся в 12 км от станции Маук. Это одно из красивейших озер Южного Урала. Берега озера покрыты березово-сосновым лесом. На западном берегу возвышается цепь скал – Аракульский Шихан. Очень высоко по этим каменистым глыбам мы не поднимались, чтобы избежать неприятностей, но запечатлеть камни, покрытые лишайниками, смогли.
 
За вкусным обедом на озере Горькое. 1967 год.

Однажды утром, когда мы с детьми уже встали, к нашей палатке подползла змея. Она была серого цвета длиной около 30 см. Первое впечатление – испуг. Но тут же мы подобрали березовый сук с раздвоенным концом и усыпили ее, придавив к земле. Сделали из нее музейный экспонат. Так пришлось поступить, потому что при моментальном взгляде не получилось сразу определить вид этого пресмыкающегося и понять, насколько он опасен.
 
Но самый долгий поход был на озеро Горькое в курганской области – там мы пробыли 15 дней. Добирались электричкой до станции Чернявская, а потом шли пешком к озеру, неся три палатки, а в рюкзаках – посуду, продукты и личные вещи, без которых не обойтись на такой длительный срок. В группе было 17 человек. Старшие ребята ставили палатки, младшие собирали хворост для костра. Развели костер, приготовили обед, который оказался очень вкусным: вермишелевый суп с тушенкой, гречневая каша и компот. Отдыхая после обеда, составили график дежурства по кухне. И началась наша туристическая жизнь: зарядка, завтрак, знакомство с березовым лесом и его обитателями, птицами, водяными насекомыми, лекарственными растениями.
 
 
На озере Горькое. 1967 год

Прислушиваясь к голосам птиц, дети заметили высоко на березе гнездо птицы пустельки (так определила я ее по коричневому оперенью с черными крапинками на крыльях). Эта птица очень полезная – уничтожает вредных насекомых и особенно грызунов. Птица иногда вылетала из гнезда, и я разрешала кому-нибудь из старших ребят подняться к гнезду и сообщить нам: есть ли яйца? Через несколько дней появилось первое яйцо, потом второе, третье. Когда в гнезде оказалось семь-восемь яиц, птица стала высиживать птенцов, вылетая редко и лишь на очень короткое время. Мы решили не доставлять ей беспокойство и больше не поднимались к гнезду. Дождаться вылета птенцов из гнезда нам не удалось – нужно было возвращаться в Челябинск.
 
Были у нас и однодневные походы с палаткой, продуктами, удочками на озеро Смолино. Также разжигали костер, готовили обед, вели разговоры о природе. Дети ловили рыбу, знакомились с водяными насекомыми, жуками-плавунцами, стрекозами. Ловили и лягушек, чтобы привезти их в Челябинск для наших ужей.
 
Юные натуралисты Дворца пионеров перед поездкой на озеро Смолино. 1963 год, сентябрь.
Слева направо: Ибрагимов Равиль, Крамских Витя, Хомченко Сережа, Геращенко Володя 
 * * *
Не работая во Дворце уже много лет, я все равно по возможности отслеживаю судьбу своих воспитанников. С 1999 года веду переписку с Виктором Крамских (ему уже за 60 лет) В своем письме он тогда писал: «Я пришел с матерью во Дворец, мечтал научиться играть на баяне или гитаре. Мне прослушали и сказали, что музыкального слуха нет, хотя чувство ритма неплохое. Но на барабанщика-ударника в ансамбль я так и не решился пойти. И тут же мне кто-то предложил зайти в ваш кружок, так я там и задержался. Помню, как мы ловили лягушек, чтобы кормить ужей. Особенно запомнилось, как я готовился к докладу на занятиях о полете Ю.А. Гагарина – ходил для этого в библиотеку, подбирал литературу. Какую-то книгу о нем, кажется, давали и Вы почитать. Осталось в памяти и то, как мы развешивали скворечники в парке у дворца».
 
Кстати, после первого полета в космос Ю.А. Гагарина во Дворце пионеров все детские творческие коллективы вступили в Клуб будущих космонавтов. Мною было поручено Вите Крамских подготовить доклад о полете Гагарина. Доклад вышел очень содержательным, интересным. С ним Витя Крамских выступал во всех группах юннатов несколько дней. С большим вниманием дети, пионеры и октябрята, слушали рассказ нашего воспитанника, аплодировали ему, делились своими планами на будущее.
 
За активную работу в кружке юных натуралистов и неподдельный интерес и заботу об обитателях живого уголка, помощь пернатым друзьям в течение всего года, за воспитательную работу с младшими школьниками Виктор Крамских был награжден поездкой в Москву. Он сам вспоминал позднее: «Очень сильные и яркие ощущения остались от поездки в Москву, которой меня наградили по линии Дворца. Помню, что тогда у родителей не было денег, которые требовалось доплатить. Я тогда отказался, скрепя сердце, от этой поездки. Вы, Мария Алексеевна, пришли к нам домой и как-то убедили мою мать. В итоге поездка состоялась. Для меня, юнца, это было большое потрясение – в лучшем смысле слова: «Впервые выехал из дома и сразу в такой большой город». Большая фотография нашей группы, запечатленной на Красной площади, долго висела в нашем доме в рамке от картины».
 
Далее Витя писал: «Я трижды поступал в различные вузы: Челябинский политехнический, Свердловский электротехнический, Ленинградский институт наноинженеров. Но все что-то искал, бросал учебу и снова поступал. И вот решил изучать иностранные языки, так как знание их, казалось мне, поможет больше путешествовать, объездить весь мир. Поступил на филфак Ленинградского университета, закончил славянское отделение. Весь мир не объездил, но побывал в Югославии, Канаде, Америке, Северной Европе. С 1980 года работаю главным редактором радио Карелии, на котором чаще других занимался проблемами экологии. В филологию, а затем и в журналистику я все-таки попал благодаря занятиям в кружке и тяге к природе и путешествиям».
 
Несколько лет Виктор Крамских работал редактором отраслевой газеты «Лесная наша сторона», сотрудничал с радиостанциями «Немецкая волна» и «Голос России». В настоящее время Виктор Васильевич живет в Москве и работает заместителем главного редактора газеты «Российские лесные вести», в которой публикуются материалы из сорока регионов России.
 
Крамских Виктор Васильевич, бывший юный натуралист
Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. Фото 1999 г.
 
* * *
Еще об одном кружковце хочется рассказать отдельно. Прошло уже около 50 лет, как Саша Лагунов 10-летним мальчиком в 1964 году пришел заниматься в кружок юных натуралистов в группу зоологов. Оказалось, что мальчик очень любознательный, серьезный. Ухаживая за аквариумными рыбками, любуясь этими маленькими, но весьма разнообразными обитателями и подкармливая их, он мог длительное время наблюдать за их передвижением. Но особенно Сашу интересовали коллекции насекомых: бабочки, жуки, кузнечики, пауки и другие, которые находились в витрине шкафа.
 
Папа Саши, офицер запаса, в тетради отзывов и пожеланий 26 апреля 1964 года написал: «Посетив кружок юных зоологов, с удовольствием отмечаю большую работу их руководителей. Мой сын с радостью посещает кружок, доволен увлекательной и интересной работой». Будучи старшеклассником, Саша занимался в НОУ, готовил бальзамированные препараты пресмыкающихся, коллекционировал насекомых.
 
Интерес к живой природе в ранне возрасте помог Саше в выборе профессии. Он окончил естественно-географический факультет Челябинского педагогического института, работал учителем в школе, служил в армии. С 1980 года работал в Ильменском государственном заповеднике – сначала младшим научным сотрудником, затем заведующим биологическим отделом. Окончил аспирантуру Института эволюционной морфологии и экологии животных при Академии наук. Сегодня преподает в вузах Миасса и Челябинска. Провел фаунистическое исследование Челябинской области, в ходе которого выявил более 800 новых для региона видов насекомых. Участвует в создании Красной Книги Челябинской области и особо охраняемых территорий Зюраткульского, Таганайского и Тургоякского природных комплексов. Автор более 70 печатных работ. Таков творческий путь Александра Васильевича Лагунова – от первых ступенек во Дворце пионеров до крупного ученого-энтомолога.
 
* * *
Конечно, хотелось бы узнать более подробно о выборе профессии и жизненного пути многих ребят, которых я хорошо помню. Это Аркаша Фрейман, Олег Булыгин, Володя Жирнов, Равиль Ибрагимов, Витя Зандер, Толя Блинов, Лена Боброва, Сережа Хомченко, Вася Спешков (его старший брат Владимир работает заместителем главного редактора газеты «Челябинский рабочий), Саша Злыднев, Миша Идельчик, Павел Головницкий.
 
Юные натуралисты Злыднев Саша и Спешков Вася с морской свинкой на занятиях кружка

Я благодарю судьбу, что мне посчастливилось работать в коллективе, которым руководили талантливые педагоги Александр Зельманович Иоголевич и Юрий Петрович Кропотов. Я работала с такими замечательными творческими людьми, как Архипцев Иван Иванович, Чернова Тамара Васильевна, Вейцуих Яков Абрамович, Быкова Валентина Ивановна, Мохина Лия Семеновна, Трушникова Анна Захаровна, Аблина Людмила Викторовна, Вихорева Нина Тимофеевна, Рахманов Сергей Петрович и другие. Их труд является примером высочайшего класса знаний и умения заниматься любимым делом с детьми, творя чудеса.
/.../
Фото из домашнего архива автора
Категория: Из разных воспоминаний. "Живая история" | Добавил: кузнец
Просмотров: 1648 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: